Вот уже почти год участники проекта #букчеллендж читают книги, отобранные по 50 критериям. Очень радует, что в отзывах читателей часто фигурируют произведения, прочитанные другими участниками в предыдущие месяцы. А это значит, что мало того, что проект помогает разнообразить собственное чтение, но и ваши яркие, сильные рецензии способствуют пополнению to read листов других участников! Я, например, включила в свой список для чтения сразу несколько книг, впечатлениями о которых поделились участники Книжного марафона этой осенью.
После просмотра экранизации я решил прочесть эту повесть (или роман?). Уж очень много вопросов осталось от фильма.
Мне нравятся книги, после которых чувствуется послевкусие и образуется почва для размышлений. «Географ...» оставил очень острое послевкусие. Книга о человеке, который по-своему осмысливает жизнь, любовь, тоску и добро. На практике пытается применять свое понимание «святости», когда никто ни для кого не является залогом счастья. И пытается сохранить себя — общепризнанного «неудачника».
Последнее время слишком много людей вокруг меня «заточены» на успех. «Географ...» — про то, как можно любить жизнь и людей и искать счастье, будучи абсолютно НЕуспешным — жена не хочет с ним спать и изменяет с лучшим другом, любовницы нагоняют тоску, сам он влюбляется в девятиклассницу, мешает водку с портвейном и живет в сером и тусклом городе на Каме. И при этом живет.
Моя коллекция любимых книг пополнилась на одну. Предупреждение: у девушек и парней, которые точно знают, кто такой Настоящий Мужчина, книга может вызвать рвоту, понос и золотуху.
Для 23-летнего, автор, конечно, неплохо отжигает. Достаточно много остроумных и бьющих прямо в глаз выводов, плюс не абстрактных, а на примере диссекции одной любовной истории. Впрочем, с делами сердечными всегда так — пока ты не выучил все эти уроки самостоятельно, никакая книжка не поможет, а когда стал большим и грустным, умудренным опытом, то ну конечно, это ж всё очевидно.
С первой страницы возникло ощущение — черт, я же где-то это уже видела. Вспомнила почти сразу — это было на Неделе британского кино лет пять назад. В общем, у романа существует экранизация под названием My Last Five Girlfriends, которую я с тех пор даже несколько раз пересматривала. Страдания на тему одной барышни в романе в киноверсии разнесены на пять штук, потому смотрится это намного динамичнее и задорнее. Я так никогда не делаю, но тут скорее порекомендую фильм, а не книгу.
Уже третий день пытаюсь написать что-то внятное, но никак не получается. А посему просто отмечу очередной завершённый гештальт — давно хотела прочитать «Скотный двор» и вот прочитала.
На такие произведения очень трудно писать какие-либо рецензии, во-первых, потому что это классика, а во-вторых, слишком много холиваров можно породить, если приложить её к действительности (политика, все дела).
Если одной строкой, то перед нами короткая, ёмкая сказка-притча с яркими образами: история одной революции в миниатюре в декорациях простой английской фермы. Нерадужный финал и неплохой повод немного пошевелить мозгами.
Всем любителям политических баталий отдельно рекомендую, если ещё не читали, ведь это не только сатира на СССР.
Очень мне нравится издательство «Манн, Иванов и Фербер» — вот уж точно, их слоган «максимально полезные книги» себя оправдывает. Автор буквально пошагово разбирает творческий процесс фрилансера — от того, как философия голодного художника отличается от философии процветающего, до того, как работать с агентами и участвовать в жизни художественных галерей. Книга очень увлекла, и, несмотря на достаточно мелкий шрифт, за пару вечеров была осилена. Особенно затянуло чтение поначалу, но, так как автор все-таки художник-иллюстратор, вторая половина книги была ориентирована больше на эту сферу творчества. Разбавляют дельные советы от автора, интервью известных зарубежных художников и разных деятелей искусства. Так что советую всем представителям творческих профессий и просто любителям дельной литературы.
Автор, написавший «Матильду» и «Чарли и шоколадная фабрика», писал не только детские, но и взрослые произведения, как правило — малой формы. Есть у него сборник злободневных рассказов, фривольных, остроумных, а меня вот угораздило схватиться за неожиданные истории с мало предсказуемыми финалами и, в целом, не самыми стандартными, хоть и немного наивными на мой вкус. Я, правда, быстро приучилась на этих рассказах предугадывать и строить теории, что неожиданного могло бы случиться прямо тут, но удовольствия мне это не испортило. Тем более, что истории все разнообразные, где-то забавные, где-то жуткие, где-то познавательные, но все они остроумные и неоднозначные, а главное очень жизненные (если не касаемо реальности событий, то в плане отношений героев). К тому же тут есть несколько аллюзий на другие произведения, хоть я и не все опознала.
Под конец, правда, я слегка заскучала, потому что, в принципе, не люблю короткие рассказы, какие бы они распрекрасные ни были. Я люблю толстые книжки с героями, к которым прикипаешь душой и телом, и бесконечными страницами, которые смакуешь и жадно поглощаешь. А мелкими семечками я не наедаюсь. :)
Отдельно хочется отметить рассказ «Пари». Помните ли вы «Четыре комнаты» Тарантино, когда в одной новелле компания богатеев поспорила на отрубание пальца, что зажигалка не сработает? Кажется, я нашла первоисточник этого эпизода. :) С совсем другими героями и развязкой, но идея — та самая! И я даже не могу решить, чья концовка отмороженнее вышла, у Даля или у Тарантино. Стоило прочитать этот сборник хотя бы ради одно этого рассказа.
Так вышло, что я вообще не знакома с канадской литературой и не знаю, что она из себя представляет. Маргарет Этвуд тоже до этого не читала. Но теперь понимаю, что в далеком уже 1969 году этот роман создал контекст для множества на подобную тему. Да, какие-то волны феминизма тогда уже успели прокатиться по североамериканскому континенту, но на тот момент удел женщин в компании маркетинговых исследований — создавать опросники и проводить интервью, а не заниматься, собственно, научной деятельностью, а от выходящей замуж ожидают, что она обязательно уйдет с работы. Короче говоря, психологическое давление, тебя просто едят живьем — и неудивительно, что у главной героини организм реагирует чисто физически, отказываясь от еды.
Герои здесь выписаны особенно прекрасно. Это и центр повествования Мэриан, и ее озабоченная продолжением рода соседка Эйнсли, и жених Питер, и чокнутый студент с факультета английской литературы Дункан, и многие другие персонажи второго плана.
Особенно меня покорило настоящее, до боли физическое описание начальной стадии депрессии, когда снаружи вроде всё хорошо и ты вполне себе функционируешь, но изнутри тебя все рассыпается, и окружающий мир уже совсем не такой, как прежде. А концовка сначала озадачила, но потом я решила, что это, скорее всего, самый правдоподобный вариант.
Все больше влюбляюсь в творчество Мориарти. Она, как стендапер, начинает с одного, потом цепляет второе, третье, все это закручивается, сливается и при этом не падает комом на читателя, а так все плавно, понятно, живо и, конечно, с юмором и иронией, и ты сидишь, «развесив уши», и понимаешь, что чай-то уже остыл и пора бы и на работу начать собираться.
Книга-победитель Пулитцеровской премии
Я выбрала «Убить пересмешника» Харпера Ли.
Эта книга попала в разряд моих любимых. Одна из немногих, заставивших плакать. Не просто прослезиться, а почти рыдать в конце. Очень глубокая, до боли настоящая: столько в ней искренности, как просто поданы такие сложные темы, как воспитание детей, равноправие, предрассудки, образование, опасность оказаться в толпе человеку, который «не как все». Как раскрыты характеры, как легко втягиваешься и начинаешь сопереживать Аттикусу, его детям, Тому, Страшиле... Как реалистично описана жизнь этих людей, их чувства, взросление Джима и Глазастика. Веришь каждому слову.
Это книга для любого возраста. Дети найдут интересный сюжет, взрослые, помимо этого, — широчайший спектр тем и проблем, над которыми никогда не лишне задуматься.
Книга, основанная на реальных событиях
Один из поводов окунуться в классику. Я прочитала М. Булгакова «Записки юного врача».
Мне очень понравилось! Прекрасный, легкий язык, отличное чувство юмора, за которым кроется глубина и серьезность. Было очень интересно посмотреть на жизнь в глуши глазами образованного молодого человека, привыкшего к комфорту, к тепличным условиям университета и до того не сталкивавшегося с серьезными трудностями. Как работает его мозг, как он приспосабливается к людям, ничего, кроме деревни, не видевшим, как завоевывает уважение коллег. Именно благодаря «Запискам» понимаешь, что Булгаков был не только литературным гением, но обладал и огромным медицинским талантом, и потрясающей работоспособностью. То, как он принимал пациентов — по сколько в день!.. Меня постоянно удивляют люди, не просто жалующиеся на очереди в поликлинниках, но и срывающие свою злость на врачей, кричащие на весь коридор: «Да сколько можно возиться, десять человек ждет». Наверное, им стоит дать почитать эту книгу — может, поймут, что в этот момент чувствует врач, особенно под конец рабочего дня.
Мама у меня каждый раз любит что-то разное, вот сейчас у нее период любви к Дяченко.
История о том, что по какому-то там пророчеству некто должен выпустить на волю тьму. И пока ведущие маги пытаются разобраться с обещанным несчастьем и найти этого некто, получает свободу когда-то заколдованный маг, теперь уже лишенный сил, и отправляется в долгое путешествие, пытаясь научиться жить по новой и постоянно влипая в новые истории и неприятности.
Это скучнее звучит, чем читается, при том, что уже давно фэнтези у меня как-то очень слабенько воспринимается, не «торкает» или очень детским кажется (не то, что 10 лет назад). Но вот эта книжка мне даже очень понравилась, проглотила буквально за несколько дней. Она и написана легко, и сюжет интересный, и герои привлекательные и вызывают симпатию и интерес к их дальнейшей судьбе. Получилась скорее жизненная такая сказка, нежели фэнтези, фантастики тут и нет толком. Есть зато история о взаимоотношениях людей, о самопознании, принятии себя и окружающего мира, и о борьбе с самим собой. Причем рассказывается одновременно от лиц двух разных персонажей, которые по ходу действия постепенно приближаются друг к другу, и еще идет череда флешбеков (так ведь говорят применительно к книгам?), повествующих о прошлом главного героя.
Единственное, что расстроило, так это неоправданные надежды на продолжение. Книга — часть тетралогии, и я рассчитывала, что продолжение будет с этими же героями и хотела схватить уже следующую часть. А оказалось, что дальше там герои другие, так что за следующую книжку я возьмусь не раньше, чем закончу челлендж.
Книга, которая пугает
«Восхождение» А. Букреева и Г. Вестона де Уолта мне посоветовала коллега как «очень страшную книгу». Я наблюдала, как она читает — каждые несколько минут поднимая испуганные глаза и восклицая: «Ой-ой, как же страшно!». Это не могло меня не заинтересовать, ведь далеко не каждая книга вызывает у читателей такие эмоции. Да и тема показалась мне интересной, а особенно привлекло то, что описаны реальные события.
Так вот. Книга действительно не отпускает, постоянно держит в напряжении, а самое главное — несмотря на простоту языка, она написана так, что читатель моментально погружается в атмосферу происходящего. Кажется, поднимешь глаза — и увидишь перед собой горы, метель и быстро надвигающуюся ночь, ощутишь холод и нечеловеческую усталость. Всё это — во многом благодаря цитатам выживших альпинистов. О том, что происходило в те часы, о том, что чувствовали участники, узнаешь от них самих, а не в пересказе постороннего человека. Страшно еще то, что постоянно кажется, что вот-вот буря утихнет и альпинистов спасут, что обязательно, как в фильмах, придет супергерой — наверное, сам Анатолий Букреев или кто-то еще из гидов, — и все закончится хорошо. Но ты заранее знаешь, что нет. Не закончится. Не спасут.
Напоследок не могу удержаться, чтобы не сравнить книгу с недавно вышедшим фильмом «Эверест» о тех же событиях. Хочу порекомендовать ознакомиться и с тем, и с другим. Хоть в фильме и опущена часть событий, происходивших на горе весной 1996 года, а взгляд на некоторые ситуации и отдельных людей почерпнут из книги Джона Кракауэра, имеющего свое мнение о трагедии, с которым не все согласны, — тем не менее фильм снят очень достойно. Хотя на мой взгляд, в «Восхождении» напряжения и драматичности еще больше, чем в фильме.
Книга, которой больше ста лет
Давно слышала мнение, что за границей из русских писателей на слуху не Пушкин с Лермонтовым, а Толстой и Достоевский. И только сейчас, прочитав «Преступление и наказание», я начинаю постепенно понимать почему.
Все-таки, какой сюжет, какое напряжение на протяжении всего повествования. А какой язык, как раскрыты характеры, сколько тем для размышления! Сколько героев, на первый взгляд, второстепенных, но играющих такую важную роль. Какие чувства испытываешь к каждому герою. Сочувствие к Соне Мармеладовой — любовь зла, и такая чистая, добрая, отзывчивая душа заслуживает большего. Жалость к маме Раскольникова — вот она, материнская любовь, которая не угасает и не отрекается от сына, что бы тот ни натворил и как бы себя ни вел по отношению к матери. Чувство негодования по отношению к Лужину и Свидригайлову — так поступать с наивной Дуней и беззащитной Соней. Симпатия к Разумихину, стремящемуся сделать всё для друга, а потом и для его семьи. А что касается самого Раскольникова — тут целая гамма чувств. Иногда жалость и сочувствие, иногда надежда, что он придет к верным выводам и раскается, иногда желание, чтобы ему досталось по заслугам за его поступки — и не только за преступление, но и за то, как он ведет себя с людьми.
Все-таки, какая книга! Ее, пожалуй, в любом возрасте можно читать и найти для себя что-то, что зацепит.
Так получилось, что у Маркеса я читала «Сто лет одиночества», зато несколько раз. И каждый момент этот роман не переставал меня удивлять.
«Любовь во время чумы» (в некоторых изданиях — «Любовь во время холеры») очень на него похожа. Тот же магический реализм, та же любовь длиною в жизнь, те же мелочи, крохотные костяшки домино, из-за которых потом повалятся маленькие, большие и огромные костяшки. В жизни каждого персонажа полно удивительных совпадений, и мы точно будем знать, какого цвета ленточкой главный герой перевязал свое сто двадцать седьмое письмо. Но почему-то когда у других авторов такая излишняя детализация раздражает, у Маркеса она кажется единственно правильной и логичной. Как, черт возьми, как он это делает? А еще — как он ухитряется так любить людей, давая им раз за разом в своих произведениях еще один шанс? Пусть не совсем так, как хотелось и мечталось, но у него каждый заслуживает права на счастье.
Это история жизни одной бедной неграмотной чернокожей, начавшаяся в 30-е годы в Джорджии, которая охватывает несколько десятков лет жизни героини и описана в ее дневнике.
Если попытаться обобщить, о чем книга, — то это история о дискриминации, во всех ее проявлениях, причем не столько к чернокожим, сколько гендерной дискриминации. Потому что пока белые вовсю притесняли чернокожих (о чем известно и говорилось многими), то среди них самих существовала едва ли не большая дискриминация, о которой молчали почти все, — гендерная по отношению к чернокожим женщинам, жившим в полном бесправии.
Сильная, впечатляющая книга. Она вообще всем будет интересна и познавательна, и сама история хороша, и пробирает до костей своей кажущейся простотой и описываемыми событиями.
Единственное, что может оказаться сложным, так это язык написания, потому что за исключением приводимых писем более грамотной сестры героини, дневник ведется от лица неграмотной женщины и «орфография автора сохранена», если можно так сказать относительно перевода. Хотя читавшим «Элджернона» и «Облачный атлас», полагаю, это не станет помехой.
Чуть менее недели назад было объявлено имя лауреата нобелевской премии по литературе 2015 года — Светлана Алексиевич, получившая свою награду за «многоголосные произведения, за памятник страданиям и мужеству в наше время».
Наверно, это самое пронзительное произведение из прочитанных мной за последнее время, а может и за всю жизнь. Читала о войне и раньше... о боли, о страдании, о грязи, холоде и голоде, но почему-то рассказанное устами женщин, да каких женщин, совсем еще юных девочек, многим из которых еще и 18 не было, когда они ушли на фронт, тронуло до глубины души, вывернуло наизнанку, скрутило узлом и все это встало комом в горле. Уревелась.
«Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние...»
Первой книгой, прочитанной в рамках #букчеллендж, стала книга про магию. Вероятно, потому что книги про магию — мои самые любимые: Толкиена, Роулинг и Сапковского я готова перечитывать по 100 раз! Была мысль взять для этого пункта давно планируемые к прочтению «Правила волшебника» Терри Гудкайнда, но всё-таки 22-книжие для одного пункта — это многовато. Потому выбрала не менее интересную историю про Ходячий замок Хоула Дианы Уинн Джонс, по которой Хаяо Миядзаки снял всем известный восхитительный одноименный мультфильм.
Честно говоря, сколько раз ни пересматривала «Howl's Moving Castle», некоторые его части до сих пор не понимаю, особенно вторую половину (все эти странные черные существа на не менее странных летательных аппаратах, какая-то непонятная война...). Думала, что книга прольет свет на все неясности, и я, наконец, выясню, что хотел сказать знаменитый режиссёр-аниматор. Но оказалось, что сюжет книги сильно расходится с экранизацией. Причем, книга, по моему мнению, гораздо интереснее и логичнее. Всё встает на свои места: кто такой Майкл, что он делает в замке Хоула и как вообще там оказался; зачем ведьма пустоши пришла в магазин Хаттера; кто такой Салиман и какая связь между ним и Хоулом; что это за непонятное пугало, которое настойчиво скакало за замком; и, главное, мотивы Софи, её семья и отношения с родными — оказывается, история гораздо шире, чем она представлена в мультфильме. И как ни прекрасен образ Хоула в аниме — в книге можно узнать про этого харизматичного героя гораздо больше! Ведь хоть Хоул и волшебник, родом он из Уэльса и был рожден обычным человеком... Во многих чертах миры, созданные Дианой Уинн Джонс, перекликаются с миром Гарри Поттера, а это повод для меня перечитать все остальные её произведения! =
В общем, всем неравнодушным к «Ходячему замку», «бессердечному» Хоулу и «старушке» Софи рекомендую прочитать эту сказку. А если кто-то еще не видел мультфильм — обязательно посмотрите, не пожалеете!
Вообще, до этого списка я даже и не знала о существовании такого типа книг. Ну вроде и не совсем комикс, но и не совсем книга в привычном понимании.
Книга, кстати, весьма необычная. И в простых картинках рассказывает реальную историю об отце и его дочери-аутисте. О том, с какими трудностями может столкнуться семья с такой вот особенностью, как справляются со сложностями, которые на первый взгляд и не кажутся сложностями.
Кстати, никогда не думала то, что аутизм — это действительно серьезная проблема, пока не посмотрела документальный фильм «Антон тут рядом».
Странно, что я до сих пор не прочитала эту пьесу, с моей-то любовью к постмодернизму и Шекспиру. Пьеса внутри пьесы, издевательство над текстом, намеки-отсылки — естественно, удовольствие на 100 % можно испытать, только если хорошо знаешь «Гамлета», а это как раз мой случай. Бедняги Розенкранц и Гильденстерн, у которых в оригинале три с половиной реплики на двоих, таки дождались момента славы. Иногда что-то все же казалось притянутым за уши, но в других местах хотелось хлопать в ладоши и кричать: «Ай да Стоппард, ай да сукин сын!». И немного жаль, что тень отца Гамлета так и не появилась, по-моему, она была бы там как раз к месту.
Да, если кто не в курсе, то есть постановка этой пьесы с Бенедиктом Камбербетчем — правда, я еще не собралась ее посмотреть.
Вердикт: самое то для книжных червей.
Тег проекта — #букчеллендж. Присоединяться никогда не поздно!
Так получилось, что в этом году я читаю как-то очень мало, хотя должно было бы быть наоборот. А тут почитала отзывы - и так сразу снова захотелось окунаться в книги, пропадать там часами, читать, читать, читать...
И у меня такой вопрос возник - не знаю, к кому - а что будет с букчелленджем в новом году? Он продолжится? Будет новый? Хочу присоединиться!
Татьяна Попова
8 лет
Алина, присоединяйтесь!
За себя могу сказать, что буду продолжать букчеллендж и в следующем году, мне осталось еще около 20 книг, не хочется бросать только потому, что год заканчивается. А если и дальше будут рецензии и отзывы участников, то почему бы не делать обзоры?
Наталья
8 лет
Спасибо за обзор! А где можно посмотреть планы букчелленджа на зиму?
Интересные комментарии
Здорово, спасибо большое за обзор!
Так получилось, что в этом году я читаю как-то очень мало, хотя должно было бы быть наоборот. А тут почитала отзывы - и так сразу снова захотелось окунаться в книги, пропадать там часами, читать, читать, читать...
И у меня такой вопрос возник - не знаю, к кому - а что будет с букчелленджем в новом году? Он продолжится? Будет новый? Хочу присоединиться!
Алина, присоединяйтесь!
За себя могу сказать, что буду продолжать букчеллендж и в следующем году, мне осталось еще около 20 книг, не хочется бросать только потому, что год заканчивается. А если и дальше будут рецензии и отзывы участников, то почему бы не делать обзоры?
Спасибо за обзор! А где можно посмотреть планы букчелленджа на зиму?