Медиа-консультант, писатель, блогер. Был уличным музыкантом, художником в газете, офицером, преподавателем боевых искусств, журналистом, редактором нескольких глянцевых журналов, PR-директором крупной корпорации. Ведет регулярный блог iDiot Daily, посвященный, в основном, новинкам кино, культуры и социокультурным трендам.
Привет, меня зовут Макс Бодягин и я — писатель. Я живу в глубокой провинции, в суровом Челябинске, там, где ядерное оружие, золото, радиация, гопота и непредсказуемый климат. Если бы на нас пару лет назад не рухнул метеорит и не сочиняли шуток о нашей суровости, о нас бы вообще никто не знал. Поскольку жить и писать мне приходится вдалеке от культурных столиц, музыка играет в моей жизни особенную роль.
В детстве я увидел по телевизору, как играет Пако де Лусия — величайший гитарист, игравший фламенко, ныне, к сожалению, уже покойный. Он был настолько невероятен, что я перестал нормально есть, пить и спать — мне нужно было научиться играть на гитаре. Так началось моё путешествие к музыке. У меня не было винилового проигрывателя, но одна собственная пластинка всё-таки была — Friday Night In San-Francisco, где Пако де Лусия, Джон Маклафлин и Эл ди Меола потрясающе играли втроём. С тех пор, если мне нужно зарядиться энергией детства, когда всё кажется возможным, я вспоминаю этот альбом, хотя и знаю на нём каждую нотку. Вот один из самых ярких номеров — Mediterranean Sundance:
Разумеется, звездой фламенко я не стал, но играть научился весьма прилично (этот романтический кусок детства я описал в рассказе Guitar Hero http://idiot-daily.com/2009/04/guitar-hero.html). Правда, со временем оставил мечту стать профессиональным музыкантом, полностью сосредоточившись на писательском ремесле. В отрочестве наше (меня и моих девиантных друзей) отношение к музыке было религиозным. Те или иные музыкальные предпочтения были самым важным опознавательным знаком в системе свой/чужой. Поэтому я до сих пор с благоговением отношусь к классическому року рубежа 60-70х. Энергия этой музыки невероятна. Разумеется плейлист в данном случае может быть о-о-очень длинным, ограничусь одним важным треком:
Я очень люблю слушать всевозможные каверы, поскольку прочтение музыкантом чужого материала часто даёт очень интересный синергетический эффект. Лучшим рок-кавером последнего времени я считаю, разумеется, песню 46&2 группы Tool, записанную детьми из O'Keefe Music Foundation. Уверен, что им как никому удалось передать сырую энергию настоящего рока. Я слушаю этот номер как минимум раз в неделю, до того он хорош. И, хотя, там очень славная девочка-вокалистка, я бы обратил ваше внимание на работу ритм-секции, особенно на соло барабанщика в самом конце:
Я слушаю много разножанровой музыки, но на один интересный проект подписан и каждую неделю с трепетом жду обновлений, поскольку каверы в духе классического джаза, которые делает Скотт Брэдли со своими музыкантами в рамках проекта Postmodern Jukebox удивительны. Особенно дивно там раскрывается женский вокал, от которого, порой, мурашки бегут по коже буквально стадами. (Например, тут: https://youtu.be/riZck9O-kBU). Я бы рекомендовал осенним вечером взять в руки бокал чего-нибудь приятного и просмотреть весь плейлист, предлагаемый на YouTube, но начать можно с этой игривой версии All About That Bass, где Кейт Дэйвис отлично ладит с контрабасом:
Вообще, когда я работаю «для души», для себя или мне просто очень нравится какой-то заказ, то всегда слушаю джаз. Причём, я ни черта в нём не смыслю, я просто ныряю в этот омут с головой и с удовольствием там плаваю, благо джаз очень разнообразен: от бибопа/хардбопа для ценителя до smooth-uptempo для коктейльного вечера с тёлочками. О том, как я утратил джазовую девственность, я вспомнил в своём блоге: http://idiot-daily.com/2015/09/kak-ya-utratil-dzhazovuyu-devstvennost.html Но здесь я бы хотел (поскольку специалистов по классическому джазу и без меня хоть пруд пруди) рассказать о странном и гипнотизирующем направлении под называнием Doom Jazz. Осенью я бы слушал его с осторожностью, поскольку эта музыка способна реально погружать в меланхоличный транс. Но... Трудно отказаться от удовольствия погрузиться в эту мрачную готику от Bohren & Der Club Of Gore:
Если же вы всё-таки хотите ознакомиться с более классическим джазовым ароматом, то рекомендую прослушать пару-тройку различных версий гениальной My Funny Valentine, о которой мне пришлось написать целую статью: http://idiot-daily.com/2011/12/my-funny-valentine.html Как сейчас вспомню версию Чета Бейкера, аж мороз пробирает и слёзы наворачиваются на глаза.
Но вернёмся к более энергичной музыке. Для большинства людей, не знакомых с блюзом, само слово «блюз» — синоним чего-то медленного и нудного. Это, разумеется, ошибка. Блюз бывает очень разным и, чтобы это доказать, стоит погуглить записи великого Стиви Рэя Вона (Steve Ray Vaughan), абсолютного кумира моей юности. Здесь же я хотел бы привести запись молодой гитаристки Саманты Фиш, которая всего за несколько лет стала одной из самых интересных блюзовых исполнительниц. Вот её версия блэксаббатовских War Pigs. Сначала она разминается, но потом начинает жечь буквально паяльной лампой. Всякий раз, когда я её слушаю, мне не хватает мощности моих наушников:
Вообще, внутри себя я делю музыку на две больших потока — импровизационную и неимпровизационную. И первая нравится мне куда больше, поскольку несёт в себе больше жизни и больше энергии, пусть где-то в ущерб исполнительскому мастерству, зато на пользу сердцу. Теперь пришёл черёд фанка, который я тоже очень люблю ещё с тех времён, как старшеклассником познакомился с творчеством Джеймса Брауна. В этом клипе немецкий вокалист Джефф Каскаро под акустическую гитару исполняет невероятную песню Roots. Даже удивительно, как двое мужчин средних лет, сидя на лавочке, делают вот это вот всё:
Ну и раз мы заговорили о корнях этой замечательной музыки, было бы неразумно не посоветовать к просмотру этот прекрасный ролик, где Meschiya Lake и её Little Big Horns исполняют Satan, your kingdom must come down так, как это положено — на улице, со всем пылом уличных проповедников:
И пока мы не очень далеко уползли от фанка, вспомним просьбу I Need a Dollar от энергичных и искренних Aloe Blacc:
К сожалению, я не могу рассказать обо всей музыке, которую люблю в рамках одной, пусть даже очень длинной публикации. Я слушаю множество всего — от Нины Симон и Трейси Чапман до сырого гаражного рока в духе Royal Blood и The Kills, от АВВА до Фарелла Уильямса. Для рассказа обо всём пришлось бы написать большой-пребольшой роман. Кто знает, возможно, я когда-нибудь так и сделаю. Скажу так: я подписан на несколько музыкальных пабликов в соцсетях и 64 гигабайта моего айфона никогда не простаивают без дела. Я постоянно подпеваю мелодиям, которые крутятся в моей голове, даже когда туда не воткнуты наушники. Музыка — величайшая радость в жизни.
Предлагаю закончить это длинное путешествие всё-таки рок-треком. Пусть это будет романтическая (всё-таки осень — удивительно романтическая пора, не правда ли?) композиция Make It Wit Chu от пионеров стоунера Queens Of The Stone Age:
Прекрасная статья! Ох... Как я вас понимаю :) От себя хочу добавить. Иногда я невольно ловлю себя на мысли, что завидую людям, которые лишены музыкального вкуса. В глобальном смысле (у них все впереди! о сколько им открытий чудных уже заготовлено..), и в частности, а именно: нередко у меня случается музыкальный ступор, я никак не могу выбрать, чтобы послушать именно сейчас. Особенно это чревато когда нужно работать. Я могу достаточно долгое время менять стили группы и песни да так и не найти ничего того, что бы меня сейчас возрадовало и настроило бы на рабочий тон. Зато если вдруг с утра в душе я ловлю в свое голове некую песню, которая именно сейчас мне кажется потрясающей — все, вопрос решен! Группа (жанр) дня выбран (а)! а это значит — день наверняка удался!
Игорь
9 лет
p.s. Кстати! спасибо преогромное за наводку в виде Bohren & Der Club Of Gore. Я человек позитивный, и посему у меня в основном вся музыка развеселая (Swing, Rockabilly, etc) Но иногда хочется немного и потосковать. А с этим у меня дефицит в плане музыки.
Сергей
9 лет
Для меня важно чтобы музыку сочинял именно композитор, а не музыкант. Можно сколько угодно спорить, но музыку человека который получил профессиональное образование — слышно с первых аккордов (даже в самых примитивных жанрах). Потому что ни один музыкант никогда не сможет так грамотно применить те фишки и приемы, которыми владеют люди с композиторским образованием.
Интересные комментарии
Прекрасная статья! Ох... Как я вас понимаю :) От себя хочу добавить. Иногда я невольно ловлю себя на мысли, что завидую людям, которые лишены музыкального вкуса. В глобальном смысле (у них все впереди! о сколько им открытий чудных уже заготовлено..), и в частности, а именно: нередко у меня случается музыкальный ступор, я никак не могу выбрать, чтобы послушать именно сейчас. Особенно это чревато когда нужно работать. Я могу достаточно долгое время менять стили группы и песни да так и не найти ничего того, что бы меня сейчас возрадовало и настроило бы на рабочий тон. Зато если вдруг с утра в душе я ловлю в свое голове некую песню, которая именно сейчас мне кажется потрясающей — все, вопрос решен! Группа (жанр) дня выбран (а)! а это значит — день наверняка удался!
p.s. Кстати! спасибо преогромное за наводку в виде Bohren & Der Club Of Gore. Я человек позитивный, и посему у меня в основном вся музыка развеселая (Swing, Rockabilly, etc) Но иногда хочется немного и потосковать. А с этим у меня дефицит в плане музыки.
Для меня важно чтобы музыку сочинял именно композитор, а не музыкант. Можно сколько угодно спорить, но музыку человека который получил профессиональное образование — слышно с первых аккордов (даже в самых примитивных жанрах). Потому что ни один музыкант никогда не сможет так грамотно применить те фишки и приемы, которыми владеют люди с композиторским образованием.