11 августа 2023

Как 12-недельный год, списки сделанного и музыкальные помидоры помогают мне жить жизнь, делать дела и заниматься творчеством на фоне повседневности

1938 просмотров

Вадим Бугаев
Вадим Бугаев, автор онлайн-курса «Чтение для практики» и блога read4practice.ru о работе с информацией для практической пользы.
  • boosty.to/read4practice
  • vk.com/bugaev.vadim
  • Десять лет назад в «Жить Интересно!» я начал публиковать заметки о личной эффективности и персональной продуктивности. Писал о своих первых шагах во фрирайтинге, составлении интеллект-карт, визуальном мышлении и многом другом.

    За последние пять лет мои сценарии жизни и работы сильно изменились. Во многом благодаря случайному столкновению с реальностью осенью 2017 года, которое выбило меня из активной жизни на всю первую половину 2018-го.

    Но, думаю, это был лишь повод. Основная причина скрывалась глубже. Просто пришло время пересмотреть многое в подходах к жизни и работе, а также выделить больше места для творчества на фоне повседневности.

    Процесс перемен далек от завершения. Возможно, ему и не нужна завершенность. Поэтому тут не будет историй про пять шагов к успешному успеху или инструкций о том, как добиться результата несмотря ни на что. Ответов нет, как и вопросов. Мне кажется, что ответы и вопросы будут у каждого свои.

    Я расскажу вам историю о действиях и наблюдениях. Дам пример, если угодно. Как я использую те идеи и инструменты, которые замечаю в потоках информации и применяю на практике. Расскажу о том, что работает для меня, помогает мне жить и делать дела.

    Уже два года пишу об этом на страницах своего блога на Boosty. Для сегодняшней заметки в «ЖИ!» выбрал один подход и два инструмента, которые в данный момент нахожу полезными для решения задач личной эффективности и персональной продуктивности.

    Возможно, что-то из этого окажется полезным и для ваших задач.

    В начале 2016 начал адаптировать подход из книги Брайана Морана и Майкла Леннингтона «12 недель в году» к своим сценариям жизни и работы. Никогда не верил в баланс, однако всегда находил полезным искусство балансировки. И вот как раз 12 недель постепенно стали для меня инструментом для управления этим процессом.

    Они создали хорошую канву для того, чтобы окинуть взглядом существующие сценарии. И отбросить то, что перестало работать, а также заметить зоны для встройки новых идей и инструментов.

    Год кажется мне слишком большим интервалом для фокусировки внимания, если смотреть на него из перспективы дня сегодняшнего. Именно по этой причине я решил попробовать инструмент, который должен был помочь сохранить фокус на каждом дне и выстроить взаимосвязь между текущим занятием и ближайшим будущим. И вот уже шесть лет структурирую свою жизнь через 12-недельные отрезки. Кому-то удобнее фокусироваться на задачах в формате 100 дней, кто-то привычно работает в рамках целого года, в моем случае формат 12-ти недель оказался близок к идеалу.

    Секрет эффективности этого подхода в том, что он перенаправил мое внимание с 12 месяцев на 12 недель и позволил взглянуть иначе на то, как я организую и веду свои дела.

    Работа в 12-недельном цикле постоянно открывает для меня новые идеи и инструменты. Причем приходят они не только извне. Многие рождаются из взаимодействия идей и инструментов, которые уже находятся в процессе применения. Так постоянно совершенствуется система, которая помогает мне переходить от размышлений к действиям.

    12-недельная схема выглядит довольно простой, но мне далеко не сразу удалось запустить её. Зато теперь она работает гораздо лучше разного рода новогодних обещаний, которые (почти) никогда не становились сценариями моей жизни в желаемом объеме.

    Во многом потому, что сочетает в себе множество идей и инструментов для организации дня, фокусировки на действиях и поддержания чувства перспективы.

    Порой это весьма неожиданные идеи и инструменты.

    Иногда во время работы над проектом, особенно если это весьма продолжительный проект, меня начинают одолевать сомнения и появляется ощущение тщетности усилий — столько времени и сил вложено, а результата всё нет.

    Да, в таких ситуациях помогает не привязываться к результату (т.е. действовать без эмоционального залипания на конечном продукте или результате). Но это все-таки требует определенного настроя и некоторой предварительной работы.

    С недавних пор я использую один простой инструмент, который подметил в книге Оливера Беркмана «4000 недель. Тайм-менеджмент для смертных» и адаптировал для работы в подобных ситуациях.

    А что если сесть и выписать на бумагу все, что уже сделано по проекту на данный момент?

    Управляя точкой начала отсчета (с момента запуска, с момента начала очередного этапа, с момента как я сегодня взялся за работу над проектом) по итогам всегда получаю список достижений внушающий оптимизм. А еще появляется сосредоточенность на придании процессу завершенности.

    Впрочем, использую этот инструмент для различных будничных ситуаций. Чтобы у вас сложилось лучшее понимание, приведу авторское описание этого инструмента:

    ★ Для того чтобы что-то зафиксировать, надо что-то сделать:)

    В разное время делать дела мне помогали разные инструменты. О некоторых из них писал на страницах «Жить интересно» (например, тут, тут и еще вот тут и тут). Многие из них продолжают мне помогать и сейчас, а потому я помещаю их в новый контекст и пишу на страницах блога о работе с информацией для практической пользы (в рубрикаторе блога есть целая рубрика о «личной эффективности и персональной продуктивности», в которую помещаю новое, собираю работающее и переосмысляю прошлый опыт).

    Когда занят творческой деятельностью, самым сложным и самым важным является управление вниманием и концентрация на выполняемой задаче (с опытом пришло понимание, что еще нужно соблюдать технику безопасности творческой деятельности и нырять в работу с головой на уместную глубину).

    Открыв для себя когда-то Pomodoro technique (технику Помидора), обрадовался — вот то, что мне надо. Однако, столкнулся с тем, что ...техника вносит много ненужных ограничений. А потом мне в руки попала книга Штаффана Нётеберга «Тайм-менеджмент по помидору» и стало ясно — техника Помидора не так ограниченна, как мне показалось в момент нашего первого знакомства.

    Техника Помидора плотно вошла в мою жизнь, со временем я стал адаптировать ее для различных сценариев. Важно внимательно подходить к выбору области ее применения. Она вряд ли поможет на фоне стремительного приближения дедлайна или при работе в режиме постоянных прерываний. Однако «помидоры» не раз помогали мне подходить к дедлайну без перегрузок и давали возможность понять, как обойти прерывания.

    Порой в момент переключения с одного дела на другое возникает пауза. Я стараюсь не увязнуть в разнообразных сценариях промедления, а использовать этот промежуток времени с пользой. Даже если польза будет заключаться лишь в том, чтобы на полчаса просто отключиться от всего внешнего и побыть наедине с собой.

    Работая из дома, или в одном из понарошечных мест (в кафе и библиотеках, в фойе гостиниц и холлах бизнес-центров, на скамейке в парке и сиденье в трамвае / электричке), очень важно сочетать фокус и расфокус. Потому как легко можно погрузиться в работу с головой и ...проехать свою остановку. Или перегореть, даже занимаясь любимым делом (а может быть как раз особенно потому, что занят любимым делом).

    Во всем множестве подобных ситуаций мне помогает Помидорный таймер. Однако сам по себе он не создает атмосферы для фокуса и расфокуса. Более того, сигнал таймера всегда раздается внезапно (иногда это становится сильным раздражителем).

    Долго пытался решить этот вопрос, создавая музыкальные плейлисты и меняя наушники. И если с наушниками я постепенно обрел нужную степень свободы в рабочем процессе, то с подборками музыки дела обстояли сложнее.

    Три года назад я внезапно увлекся созданием музыки (верней, вернулся к этому давнему увлечению). Для меня это прежде всего еще один способ рассказать историю. Никаких амбициозных планов в этом плане у меня нет — творю исключительно для удовольствия. Мне просто интересно наблюдать и отражать, учиться создавать и отпускать.

    В какой-то момент во всем этом проявилась еще одна составляющая — с подачи знакомого стал учиться создавать музыку для процесса (а позднее стал фиксировать музыку процесса).

    Все, что я описал выше — это мои рабочие названия для тех или иных составляющих творческого процесса. И все совпадения (если они вдруг есть) случайны. Просто подобные формулировки помогают структурировать мои действия в области создания музыки, фиксировать успехи, отмечать зоны роста и выстраивать взаимосвязи с другими моими увлечениями.

    Попадая в одно из пространств, вы выбираете определенный промежуток времени звучания мелодии и погружаетесь в состояние потока. Музыкальная зарисовка не просто создает контекст ситуации, а превращается в музыкальный помидор (а для желающих контролировать время погружения скоро появится возможность зацикливать мелодию и пользоваться таймером).

    Теперь я без всяких трекеров экранного времени могу сказать, на каком сайте провожу больше всего времени:)

    Помимо непосредственного использования музыкальных помидоров для фокуса и расфокуса, я работаю еще и над развитием проекта «Онлайн-коворкинг». А проект, в свою очередь, оказывает влияние на меня.

    Множество идей возникает в процессе исследования виртуальных музыкальных инструментов для создания музыки пространств. Иногда мне кажется, что процессы исследования и создания музыки уводят меня далеко от моих задач. Это довольно большая, трудно раскладываемая на составляющие (а потому мне всегда трудно придать ей структуру) и невероятно увлекательная часть развития проекта.

    И как раз это дает мне много поводов и причин учиться на основе опыта и практиковаться на фоне повседневности. А еще учиться воспринимать незавершенность творческого проекта как его важную особенность.

    ★ В какой-то момент я поймал себя на мысли, что идея незавершенности, положенная в основу проекта, превращает пространства «Онлайн-коворкинга» в страницы моего музыкального блога.

    Дневники музыкальных набросков я веду с лета 2021-го. На данный момент в нем 70 записей. Это просто заметки о треках. Делаю их, потому что мне кажется важным не просто фиксировать музыкальную зарисовку, а еще и записывать историю ее рождения (хотя это может быть любая история, так или иначе связанная с появлением мелодии).

    Музыкальные идеи, которые кажутся мне завершенными, попадают на страницы этого дневника. Однако до прошлой зимы у меня не было идей о том, как (?) и для чего (?) фиксировать те наброски, которым мне не хотелось придавать завершенность.

    «Онлайн-коворкинг» стал ответом на оба вопроса. Благодаря незавершенности получилась не просто площадка для публикации музыкальных зарисовок, а кое-что большее. Впрочем, эту идею я еще только планирую к реализации:)

    А пока приглашаю вас сохранить в закладках адрес онлайн-коворкинга. Когда вам нужно попасть в зону фокуса или, наоборот, есть желание скользить в состоянии расфокуса, переходите по ссылке, выбирайте пространство, занимайте удобное положение, надевайте наушники и погружайтесь в состояние потока.

    Желаю приятного путешествия!

    Саморазвитие#Инструменты#Книги#Музыка#Продуктивность#Самоисследование#Тайм-менеджмент