6 марта 2020

Основы прикладной медитации. Принцип историй

5006 просмотров

Ольга Райнхолдт
Иронично называет себя «Коуч, каких мало», на самом деле верит, что любой человек — это Личность и Талант, каких мало. Свою практику посвящает самореализации, рядом с которой развитие личности, создание и культивация личных брендов, успех в бизнесе, карьере и творческих начинаниях. Руководствуется девизом «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
  • olgareinholdt.ru
  • Продолжаем разбирать принципы прикладной медитации — такой медитации, которая не «потому что я йог и у меня татуировка Будды на левой груди». А которая понятным способом, реально способна менять качество жизни человека и приносить решения по житейским вопросам.

    Мы уже поговорили о «принципе тела». Я бы сказала, что принцип тела — это одно из основных отличий прикладной медитации от популярных нынче техник медитации, в которых нужно что-то представлять и в какие-то состояния себя погружать под нежный голос ведущего.

    А вот, собственно, про воображение и способность помещать себя в состояния мы поговорим сегодня, разбирая «Принцип историй».

    Человек живет историями. Мы постоянно создаем себе истории, вся наша жизнь — это набор историй. Просто так вот устроена наша психика, это не хорошо и не плохо, это наша природа.

    Посмотрите, что вы сейчас видите перед собой. Компьютер? Телефон? Дверь? Окно? Стену? У нас как правило не возникает сомнений: что мы видим — тем оно и является. Мы видим перед собой то, что перед нами сейчас есть, так?

    Не так.

    На самом деле перед вами сейчас не окно, а различные молекулярные сетки. Некоторые из них достаточно плотные, чтобы задерживать волны света.

    Эти все волны света — задержанные и пропущенные — отражаются на вашей сетчатке, откуда нервный сигнал поступает в зрительную кору головного мозга. И там преобразуется в «картинку», которую мы называем «окно».

    А еще перед нами есть многое, что не задерживает световые волны достаточно, чтобы наше зрение это зафиксировало. А еще есть многое, что наш мозг не считает достаточно значимым, чтобы делать из этого «картинку».

    Окно, которое вы перед собой видите на самом деле — «история» про окно. Эти истории у нас — у людей — как правило согласованы, и потому мы их считаем «реальностью».

    Но это ладно, по крайней мере в случае с видимыми объектами есть какой-то физический феномен, способный на нас напрямую повлиять. Кирпич, упавший на палец, сделает больно независимо от того, какую историю мозг про него создаст. (Замечу, что после того, как кирпич таки сделает больно, о нем точно создастся история.)

    Но у нас есть истории, которые куда сильнее физических объектов влияют на нашу жизнь, особенно в современности. Мы беспрекословно считаем их «реальностью» наряду с физическими объектами.

    Самый яркий пример — деньги. Ох, сколько раз я слышала, что все мои разговоры про медитацию — это метафизическая абстракция, а вот деньги — это настоящая практичная тема жизни. Забавно.

    Ведь деньги в привычном нам виде — это бумажки и кусочки металла, от которых практичной пользы никакой нет. Если по какой-то причине все разом откажутся обменивать эти бумажки и метал на еду и кров, человек, у которого «много денег», долго не протянет.

    Бумажки хорошо помогали поддерживать историю о реальности денег. Взял бумажку, она шелестит, на ней портрет великих мира сего и циферка. Какой-никакой намек на «объективную» ценность. Но наша способность создавать истории развита настолько, что даже бумажек и кружков металла не надо — достаточно показать цифры на экране. Для многих людей сейчас деньги — не более, чем байты на удаленном сервере.

    Зато они ощущаются нами настолько реально, что люди ради них меняют жизнь, предают близких, умирают и убивают, преодолевают трудности, создают сложные ментальные схемы… Деньги — это пример того, насколько мы — люди — способны позволить истории влиять на наши жизни.

    А таких историй немало: брак, иерархия, политика, шоу-бизнес, маркетинг, социум, и так далее и тому подобное. Это все — истории, которые влияют на наши жизни, и им для этого даже не надо задерживать собою световые волны.

    Сила историй в человеческой жизни этим не ограничивается. Это все цветочки по сравнению с самой глубокой и самой влиятельной историей — историей про себя.

    Истории. То, что сделало когда-то нас — людей — доминирующей особью на планете, то, что создало и разрушило цивилизации, может создать каждому из нас экстраординарную жизнь с бесконечными возможностями. Или — что бывает куда чаще — запереть человека в тесную камеру самоидентификации и представлений о мире.

    Трансцендентальный опыт в медитации выносит сознание из парадигмы любых историй в принципе. Поскольку в этом опыте историй нет, то и как-то конкретно описать состояние «просветления» невозможно. Его надо или пережить, или не озадачиваться им вообще.

    Но это не предмет прикладной медитации, хотя само по себе это — выдающееся достижение сознания.

    Для духовного поиска трансцендентный опыт — это цель.

    Для качественной жизни достаточно понимать, что истории — это просто истории.
    Что истории создаются нами. И что хотя эти истории невероятно сильны и влиятельны, у нас есть к ним абсолютный доступ, и мы, по сути, можем делать с ними что хотим.

    Мы все равно останемся жить в парадигме историй. Мы будем создавать свои истории про события, про мир, про себя, и будем получать соответствующие эмоции, опыт, и ощущение жизни. Но делать это будем осознанно.

    Как-то на курсе обучения коучингу наш тренер процитировал не помню кого, но цитата хорошая:

    С историями так же, как с ощущениями в теле: по привычке они кажутся частью нашего «я». Но если начать за ними наблюдать со стороны, они теряют свое влияние и могут исчезнуть вообще.

    Освобождая вам пространство для осознанного создания новых — более желательных и эффективных для вас — историй, которые отныне будут формировать вашу реальность.

    Как использовать принцип историй в медитации

    Начнем с того, что этот принцип не получится не использовать потому, что истории налетают на медитирующего, как изголодавшиеся за зиму голуби на рассыпанное пшено.

    Стоит закрыть глаза и начать наблюдать за телом, вдруг откуда ни возьмись появляются мысли, воспоминания, рассуждения, требующие решений вопросы, планы на будущее и так далее.

    Это все и есть истории, которые мозг нам создает. И даже если от них на самом деле зависит что-то важное в нашей жизни, они не перестают быть историями.

    Когда вы входите в медитацию, мысли будут отвлекать вас всевозможными историями. На этом этапе их нужно принять, признать, осознать, поприветствовать их, и напомнить себе, что эти истории есть, но вы сейчас не обязаны направлять на них внимание.

    И возвращать внимание к предмету медитации.

    Само по себе это упражнение — отследить мысли, признать, и осознанно перевести с них внимание — важная тренировка осознанности.

    Используя принцип историй, вы можете отследить внутренние конфликты, боль и травмы. Когда какая-то ситуация вызывает у вас привычную, но очень болезненную реакцию, или просто не хочется в эту сторону смотреть (потому что реакция настолько болезненная, что вы уже привыкли ее избегать), вы можете увидеть, что дело вовсе не в ситуации как таковой. Дело — в истории, которая фонит из вашего сознания, и которая для вас с этой ситуацией прочно ассоциируется.

    Когда вы наблюдаете за своими реакциями и состояниями через тело, вы можете увидеть за ними знакомую историю. Это вам поможет яснее осознать, что подсказывает вам тело, на уровне понятных вам концепций. Кстати, на этом во многом основывается психоанализ, и работает он только если вы через воспоминания прошлого ощутите, что на самом деле происходит в теле.

    А благодаря этому вы уже сможете избавиться от привычной боли, связанной с ситуацией и историей.

    Например, ситуация: вы очень боитесь выступать публично, хотя у вас нет никаких проблем ни с речью, ни со знанием предмета. Но подумать о том, что надо выйти и что-то вещать на публику — и в вас поднимается отторжение, боль, желание во что бы то ни стало это избежать.

    В медитации вы будете наблюдать за реакциями тела на публичное выступление. И вдруг сможете обнаружить, что эти реакции на что-то очень похожи. Например, на то, как мама в детстве заставляла вас рассказывать стишки перед гостями, а если вы стишок забыли, сбились или сделали ошибку, ругала вас за то, что вы ее «опозорили».

    Вот она — история, которая мешает вам выступать перед аудиторией. И неважно, было это в прошлом на самом деле, или это вам так запомнилось. Важно, что эта история сидит у вас в сознании и создает в вашем теле конкретное восприятие актуальных для вас ситуаций.

    Осознавая и отслеживая историю, принимая ее как историю, а не как реальность, вы постепенно от нее избавляетесь. И публичные выступления вдруг перестают быть страшными, хотя вы ничего специально не делали, чтобы «преодолеть страх».

    Вы можете намеренно создавать себе истории в качестве «якоря» ресурсных состояний. Другими словами, использовать способность к воображению по назначению.

    Если в этом же примере вы зафиксировали телесные ощущения, проработали их, проследили истории, они вас отпустили, у вас возникло какое-то новое ощущение. Я называю его «ресурсом».

    Допустим, это ощущение — открытость новому опыту, восторг от предчувствия того, как ваши мысли будут донесены до людей, предвкушение новых знакомств. Вы даже не подозревали, что способны так радостно воспринимать перспективу публичного выступления.

    Это не удивительно: ведь все, что вам мешало, — это старая история с детскими выступлениями и привычка тела поддерживать связанный с ними страх. Сняв её, вы увидели другие грани возможного.

    Чтобы закрепить это состояние, вам нужно создать для себя новую историю. У кого это прямо буквальный сценарий: «Я выхожу на сцену, у меня такое-то платье и такие-то туфли, говорю о том-то…» Нередко манифестации, которые действительно помогают, это как  раз созданные «замещающие» истории.

    У кого-то это образы, у кого-то запахи, у кого-то звуки.

    А кому-то очень полезно перепрошить и перепрожить то детское выступление с табуреточки, и, например, вместо маминых обидных слов услышать, как родители вами гордятся, увидеть, как их друзья аплодируют, и как хорошо вам быть ребенком, окруженым заботой и любовью. Ощутить новый опыт той старой истории.

    Так возникает новая история, которая совершенно реально изменит ваш опыт публичных выступлений.

    Важно, чтобы эта история была отражением нового состояния, а не натянутой на старый страх, тревоги и боль новой иллюзией. Поэтому, не проработав телесные реакции и старые истории, не надо придумывать себе «позитивное мышление».

    У применения принципа тела и принципа историй есть одно обязательное условие — соблюдение принципа благости.

    О нем  поговорим в следующий раз.

    Не забудьте навестить группу в Фейсбук, посвященную этому марафону, и пообщаться там на все интересующие вас по теме медитации вопросы.

    Практика к сегодняшнему этапу марафона

     

    Саморазвитие#медитация