31 октября 2016

Мой опыт книгописания

7427 просмотров

Ольга Якимова
Модератор бизнеса. Нахожу оптимальное решение проблем. Тренинги. Консалтинг. Автор проектов «Школа осознанного родительства», «Законы профессиональной ориентации», молодежного проекта «Фабрика действий». Вкладываю свое время в людей.
  • olgayakimova.ru
  • Мне кажется, мысль о том, чтобы написать книгу, посещает каждого человека. Знаю это из общения как со взрослыми людьми, так и с молодежью.

    Андрей Пометун в своей статье «Привычка писать книги» очень системно и подробно рассказал, как написать и издать книгу за 100 дней. Отличный алгоритм. Масса полезностей. Дабы не повторяться, поделюсь несколькими своими секретами.

    Я автор трех книг. Первая книга — «Школа осознанного родительства, или Профилактика социальной импотенции у детей и подростков» (2011 год), вторая — «Кодекс профессиональной ориентации 21 века. Для больших и маленьких» (2015 год), третья — «Формула управления. Секреты успеха от Ольги Якимовой» (2016). Две я издала и продолжаю издавать за свой счет и реализую самостоятельно, а третья вышла в сентябре этого года в издательстве «Книжный мир» и доступна в различных книжных магазинах (включая интернет-магазины). Активно пишу в социальных сетях, являюсь автором колонки в проекте «Деловой мир».

    Моя статья будет построена на вопросах, которые будущему автору следует задать самому себе.

    1.      О чем писать

    Интересно, но первый и вполне логичный вопрос «О чем писать?» перед автором вставать не должен. Знаете, почему? Нельзя хотеть замуж вообще, а можно хотеть замуж за конкретного человека, так и нельзя хотеть «вообще» написать книгу вообще. Но можно хотеть рассказать миру о себе, о своем опыте в профессии, учебе, воспитании детей, разведении цветов, занятиях спортом. Поэтому, если у вас нет темы, скорее всего, желание написать книгу не ваше. Это может быть дань моде, идея из разряда «не фигово было бы», но не серьезное намерение.

    Попробуйте прямо сейчас проверить. Напишите список тем, по которым вам есть что рассказать. Написали?  Следующий шаг — понять, интересна ли эта тема кому-то кроме вас.

    Кому эта книга будет нужна? А есть ли другие авторы, которые уже написали на эту тему? А чем вы будете отличаться?

    Ответы на эти вопросы помогут вам разобраться в самом себе и своих мотивах. Они же пригодятся, когда вы будете заполнять анкеты для издательств и описывать свои конкурентные преимущества, рассказывать о своем позиционировании и целевой аудитории.

    Почему этот вопрос так важен?

    Мы живем в удивительное время. Сейчас для того, чтобы держать свою книгу в руках, можно ее просто написать, самому заказать корректуру, верстку, дизайн обложки, издать в любой типографии или просто разместить в Интернете.

    Вы можете писать о чем угодно и как угодно, и можете даже не заморачиваться размышлениями — нужна ли ваша книга другим. Она будет нужна вам и кругу близких людей просто потому, что она ваша. Ваше творение может быть подарком. Ваша книга может быть просто автобиографией, которая будет интересна вашим детям, внукам. Ваша книга — это возможность выразить себя.

    Но если амбиции устремляют вас к официальному изданию, вам придется заранее подумать и об интересах читательской аудитории, и о бизнес-интересах потенциального издательства.

    Когда я начинала работу над первой книгой, я хотела, чтобы она появилась в книжных магазинах и была доступна каждому желающему. Но я писала так, как хотелось мне самой. Так, как я видела проблему. Я описывала свой «мамский» опыт развития социальных компетенций в классе своей дочери (об этом я рассказывала в статье «Круги забот. Круги влияния»).

    Завершив книгу, я начала предлагать ее издательствам. И оказалось, что то, что привлекало мою целевую аудитории, цепляло ее, не нравилось издателям. Например, они категорически отвергли термин «социальная импотенция», который я использую с 2008 года для описания состояния человека, когда он что-то хочет, например, получить повышение, но не знает, как и что для этого нужно сделать, не может это сделать. Когда хочет зарабатывать деньги, но не способен (по разным причинам) изменить свое поведение, привычки. Когда молодежь мечтает добиться в жизни многого, но из-за отсутствия мощи (знаний, умений и навыков) не может приблизится к желаемому.

    Но если при личном общении с родителями, молодежью, этот термин становился волшебным пенделем, устремляющим к переменам, то потенциального читателя, незнакомого со мной, с моей подачей информации, этот термин мог оттолкнуть.

    А вся логика, структура моей книги построена на избавлении от «социальной импотенции». Я рассказываю о симптомах этого заболевания, о причинах его возникновения, о приемах лечения. Это крутая идея (таково мнение читателей), понятная, прозрачная, цепляющая, логичная, но… Либо надо книгу переписывать, либо издавать самой.

    Так что крест на массовом издании «Школы» я поставила сама, потому что, подумав о читателях, не подумала об издателях.

    Я поняла, что для меня важна свобода выражения своих мыслей. Есть вопросы, в которых я готова идти на компромисс, а есть принципиальная позиция, убеждения и опыт — и это я не готова корректировать. За эту свободу я плачу отсутствием массового издания. Пока. Ибо продолжаю вести переговоры с интернет-магазинами о том, чтобы мои книги были там «под реализацию».

    Судьба третьей книги оказалась более счастливой, потому что в своем обращении к издательствам я указала 15 (!) причин, по которым ее будут хорошо покупать читатели. Описала издателю выгоды. Заранее продумала несколько конкурсов для читателей, несколько вариантов продвижения. Посчитала, сколько предпринимателей и руководителей, которые знают меня и то, чем я занимаюсь, которые знакомы с моей методикой, приобретут книгу. Составила чуть ли не пофамильный список. И выразила готовность забрать часть тиража для личных презентаций. Уверенность автора передалась издателям. Получив согласие от нескольких из них, я выбрала то, которое в меньшей степени ущемляло мою свободу самовыражения.

    Не знаю, как вы, а я не люблю так называемые «воздушные книги», когда на одной странице одно предложение, очень большие поля, неоправданное количество пустого места, много «воды» в тексте. Я понимаю интересы издательства в объемных, красивых и дорогих книгах. Но я хочу, чтобы и читателям было полезно, интересно и финансово доступно то, что я написала. Я не исключаю для себя переиздание в твердом переплете, но искусственное надувание пузыря воздуха в текст я не хочу. И мне повезло. «Книжный мир» сотрудничает с автором, прислушивается к его мнению.

    После того как мы определились с темой, с тем, для кого мы пишем и как планируем поступить с книгой дальше, можно начать писать.

    2.      Как писать?

    Я использовала два варианта написания книги. Первые две книги были написаны таким же способом, как рассказал в своей статье Андрей. Практически ежедневное создание текста частями. Третья книга была написана методом погружения. Я выделила время, когда минимальное количество внешних отвлекающих факторов могло остановить творческий процесс, и написала рукопись за 7 дней. Я спала, ела, гуляла, ходила на тренировки и писала. Потом было время «чистки, правок, урезания», но основная часть была написана за неделю.

    В чем разница подходов?

    Сравню с беременностью. У разных живых организмов длительность вынашивания плода разная: у кошек 9 недель, у человека — 9 месяцев.

    С книгами (статьями, проектами и пр.) точно так же. Есть идеи, которые рождаются и реализуются мгновенно, а есть замыслы, требующие длительного обдумывания, вызревания, вынашивания.

    Первые две книги были проектами длительного вынашивания. Эксперимент в классе и проект по профессиональной ориентации шел параллельно с созданием книги. Полученные результаты требовали переваривания, вызревания выводов, структурирования. И книги рождались несколько месяцев (3-4).

    Тема третьей книги была выношена давно. Это результат реализации сотен бизнес-проектов в течение последних 4-5 лет, и на самом деле я могла бы ее написать несколькими годами ранее. Но именно благодаря тому, что я сотни раз рассказывала материал будущей книги на тренингах, семинарах, мастер-классах, конференциях и консультациях, мне нужно было просто «выложить» все слова в текст. Именно поэтому само написание далось легко и быстро.

    3. Отключать критика

    Я перфекционист. Докапываюсь до себя сильнее, чем все окружение вместе взятое. Стремление написать идеально и сразу очень сильно мешает писать вообще, поэтому я договариваюсь с собой, что «внутренний критик» подключается только после того, как написан весь материал. Его задача — убрать воду, повторения, структурировать, сделать красиво. Если потребуется — отправить «творцу» на доработку. Иногда, когда критик находится в активной стадии, я просто записываю на отдельном листе, чем он недоволен, а потом при правках просто отрабатываю эти сомнения.

    4. Писать в стол

    Не все, что написано, должно увидеть свет. Многие тексты нам нужны просто для тренировки. У меня есть несколько рассказов, почти написанный сценарий спектакля, полуготовые рукописи двух книг. И, да, меня вначале дико раздражало, что я что-то начинала писать, но не доделывала. А потом я поняла: если я не готова показать миру написанное, значит или время не пришло, или то, что получилось, вскоре переродится во что-то новое.

    Наблюдая за собой, могу точно сказать, что написание текстов — это навык. Чем чаще вы тренируетесь, тем легче и быстрее у вас будет получаться излагать свои мысли. Так что пишите в стол.

    5. Писать о самом важном

    В жизни я бизнес-консультант, бизнес-тренер. И, казалось бы, логичнее мне было бы писать на бизнес-темы. И для имиджа полезно, и для заказчиков важно. Почему же я написала сначала две книги о детях для родителей?

    Просто потому, что дети растут. Растут дети моих друзей и близких, дети моих друзей. И осознание того, насколько важно успеть рассказать о своем опыте, было для меня большим стимулом сделать это быстро, искренне и понятно.

    Зато теперь я могу себе позволить поговорить со своими читателями о бизнесе. В замысле еще две книги бизнес-тематики: «Формула переговоров, презентаций, продаж» и «Формула перемен».

    6. Следить за своими кнопками «стоп» и «пуск»

    Когда пишете, не только создавайте текст, но и наблюдайте за собой. При каких условиях ваши мысли легко ложатся на бумагу? А когда, чтобы вы ни делали, писать не выходит. Составьте список своих кнопок «стоп» и «пуск» — и просто включайте и выключайте кнопки вашего писательского мастерства. Если заметили, здесь я рассказала о своем пульте управления книгописанием и его основных кнопках.

    Итак, чтобы написать книгу, я рекомендую ответить себе на четыре базовых вопроса:

    • О чем вы хотите поведать миру?
    • Зачем вам это надо?
    • Как вы будете писать?
    • Как вы будете управлять своим авторским мастерством?

    7. Погружение в роль автора

    Попробуем, опираясь на те вопросы и секреты, которые вы только что прочли, примерить на себя роль автора.

    Задумайтесь, о чем вы хотите поведать миру? Насколько сильно вы этого хотите? В чем ценность вашего авторства?

    Ответьте себе честно: вам важно высказаться или быть услышанным? Услышанным только читателем или потребуется убеждать издательства?

    Определите для себя наилучший вариант создания вашего произведения. Это может быть метод регулярного письма или погружения. А может быть вы поделитесь с нами своим вариантом создания текста? Напишите в комментариях, думаю, что всем будет интересно!

    Вспомните, из прошлого опыта написания статей и заметок, небольших произведений, какие рычаги управления вашим авторским мастерством работают именно у вас, а какие — останавливают творческий поток?

    Погрузились в роль автора? Тогда пора предать свои мысли бумаге.

    Желаю вам творческого полета!

    Саморазвитие#Писательство

    Интересные комментарии

      Наталья
      7 лет

      Спасибо за пост!

      Ольга Якимова
      7 лет

      Наталья, рада!

      Гульназ
      7 лет

      Спасибо, Ольга! Полезный текст)

      Ольга Якимова
      7 лет

      Гульназ, благодарю!

      Евгений
      7 лет

      Спасибо, Ольга !!! Особенно за совет "... свежие рукописи - в стол". Время и регулярность занятий даст не один побочный, но позитивный эффект. В этом случае багаж опыта и количество созданного может превратиться (созреть) в качественный продукт (книгу).

      Ольга Якимова
      7 лет

      Евгений, рада)) Так и есть. Мастерство растет с количеством повторений. Банально. Известно. Но это так))