29 декабря 2023

От ведения дневника до мурашек по коже, или Несколько субъективных советов о писательстве на фоне повседневности

1252 просмотра

Вадим Бугаев
Вадим Бугаев, автор онлайн-курса «Чтение для практики» и блога read4practice.ru о работе с информацией для практической пользы.
  • boosty.to/read4practice
  • vk.com/bugaev.vadim
  • В последний раз заметки для публикации не у себя в блоге я писал осенью 2016. Тогда как раз и завершился период, когда я в течение нескольких лет писал для разных проектов — в еженедельном и ежемесячном формате (иногда одновременно).

    Потом было три года активных экспериментов с Дзеном в попытках сделать из себя медиа (перефразирую слоган Дзена в его лучший период — теперь мы все стали медиа). Это было весьма похоже на написание заметок для сторонних площадок, ибо аудитория могла меняться от заметки к заметке.

    Едва не перегорев на этом пути, случайно (впрочем, все случайности не случайны) запустил блог на Boosty и вот уже почти два года получаю много пользы и море удовольствия, развивая медиа имени себя. Для меня большая честь и огромная ответственность, что несколько десятков человек находят это полезным и интересным.

    Однако, в жизни все идет по спирали, и в этом году снова работаю над заметками для публикаций вне персонального блога.

    Первой из них стала «Как 12-недельный год, списки сделанного и музыкальные помидоры помогают мне жить жизнь, делать дела и заниматься творчеством на фоне повседневности».

    Там я рассказал об инструментах продуктивности, которые в последнее время мне очень помогают жить жизнь и заниматься творчеством на фоне повседневности — список сделанного (простой и невероятно эффективный инструмент), который позволяет мне сосредотачиваться на сделанном и не тонуть в списках планируемого, и музыкальные помидоры (простое сочетание идеи таймера pomodoro, реализованного в виде музыкальной зарисовки), которые стали для меня и музыкальным дневником, и иллюстрацией идей работы с хаосом и незавершенностью, и много чем еще.

    Когда эта статья была опубликована, мне пришла идея — а что, если написать заметку о моем подходе к написанию заметок?

    Просто несколько советов самому себе на самом старте моего сотрудничества с «Жить интересно!». И тем, кому интересно писать заметки, но не интересно становиться писателем.

    И оформить все в виде еще одной заметки для «ЖИ!».

    Впрочем, эта идея возникла не на ровном месте.

    В начале лета, перелистывая свои опорные конспекты, в которые с 2012 года свожу результаты активной работы с порциями информации из книг, ссылок, обучающих курсов, мастер-классов, бесед и т.д., заметил интересный момент — мой подход к написанию заметок поменялся.

    Особенно приятно было осознать, что почти все, о чем десять лет назад писал как о зонах роста, стало частью повседневной практики написания заметок.

    И тогда открыл свой цифровой молескин (планшет, в котором я веду исключительно рукописные заметки) и тезисно зафиксировал произошедшие перемены. А потом оформил в формате советов самому себе.

    Надеюсь, мои наблюдения будут интересны тем, кто пишет свои первые заметки для «ЖИ!» (или с должной степенью тщательности готовится начать это делать).

    1. Читай. Много. Разное

    Каждый раз уделяй время выбору источника информации, ибо чтение сильно влияет на мышление и отражается в писательстве.

    Не ставь цели «дочитать». Просто наблюдай. Важен отклик на прочитанное, пометки по ходу чтения, заметки на полях и количество идей по итогам.

    Помни об удовольствии. Чаще всего, это все, что нужно прямо сейчас. Остальное придет позднее. И обязательно найдет отражение в том, о чем и как ты пишешь.

    2. Пиши регулярно. Каждый день. Лучше по несколько раз в день

    Не пытайся работать по норме слов или страниц. Всячески избегай попыток поместить тебя в рамки сроков. И уж тем более не изобретай сроков сам для себя. Просто садись, надевай наушники и пиши. Без обязательного выбора темы и заморочек, под вдохновляющий саундтрек. Просто открой любое из пространств онлайн-коворкинга и пиши.

    Запомни одну простую идею — «кое-что» лучше, чем «ничего». Потому просто пиши.

    3. Пиши везде и как угодно

    На планшете, на смартфоне, за ноутбуком. От руки, на клавиатуре, наговаривай голосом. Перед завтраком, сразу после обеда, перед сном. В электричке, в ожидании встречи, во время прогулки.

    Оставь попытки излишне структурировать точку входа (определенный блокнот, определенный инструмент, определенное время и место). Лучше заведи себе привычку не реже 1 раза в 3 дня (!) разбирать все зафиксированное (для надежности поставь на смартфон будильник с заданной периодичностью).

    Под «разбирай» я понимаю создание заметок на основе набросков (не всех, но многих) и размещение этих заметок в Zettelkasten (любая другая платформа которой тебе будет удобно пользоваться, главное, чтобы там были необходимые ящики, полки и теги). Эта кажется муторным, но в этом и состоит один из секретов регулярного писательства на фоне повседневной занятости.

    4. Просто продолжай

    Идея начала с чистого листа весьма иллюзорна. Просто в какой-то момент ты начинаешь фиксировать поток мыслей и идей, что и без того крутится у тебя в голове. Ты входишь в него, как в реку, и следуешь за ним.

    Далеко не сразу удается поймать что-то интересное и великое. Потому используй фрирайтинг. Просто иди за мыслью. Продолжай её. Развивай. Беседуй. В какой-то момент во всем этом начнут проявляться какие-то очертания.

    5. Пиши для себя. Переписывай для собеседника

    Ты пишешь субъективные заметки о собственном опыте и жизни на фоне повседневности, сочетая прозу, дидактику и много чего ещё. Все эти жанры и прочие атрибуты будут нужны тем, кто потом поставит тебя на какую-то полку. Но сейчас не думай об этом — просто пиши, следуя за своим любопытством.

    Исследуй вопрос на уместную глубину. Ищи что-то на стыках. Делай что хочешь и как хочешь. Смешивай Жюля Верна и Малкольма Гладуэлла, миксуй Рэя Брэдбери и Александра Гениса, соединяй Натали Голдберг и Уильяма Зинсера.

    Подражай и подрезай, заимствуй и адаптируй у всех и каждого, кто тебя вдохновляет.

    Не думай о пользе (она никогда не будет такой, как ты задумывал). Не думай о выработке своего стиля (об этом тебе потом расскажут те, кто отважится регулярно читать написанное тобой). Мысли формой (ведь это заметка для блога) и пиши так, чтобы было интересно читать самому (один из критериев приведу в самом конце).

    И тогда, может быть, это станет интересно читать и твоему собеседнику.

    6. Не застревай на этапе редактирования. Отпускай

    Лучшее враг хорошего. Но я сейчас не об этом. Чтобы твой текст стал хорошим, надо еще постараться. И делать это лучше, опираясь на отклик аудитории. А чтобы получить этот отклик, надо не только что-то написать. Надо ещё написанное вовремя отпустить.

    «Кое-что» лучше, чем «ничего», помнишь?  Потому, пиши и отпускай.

    7.  Веди заметки о заметках

    Думаю, всё, что я написал выше, свидетельствует в пользу такого подхода.

    Один совет — будь многословен и не пытайся быть рациональным в этих записях. Причем как в процессе фиксации успехов, так и в попытках отдельным фразами описать едва уловимые зоны роста. Тут чем больше разных деталей и моментов, тем лучше — спустя время многое забудется, а какая-то фраза (даже отдельное слово) в записях может подарить тебе целое облако идей для реализации (особенно в сочетании с новым опытом).

    Задача заметок о заметках — давать тебе поводы и причины, чтобы продолжать учиться на фоне повседневности.

    И последнее. Недавно я прочитал мысль одного интересного музыканта:

    Так вот, с написанием заметок на фоне повседневности у тебя все должно быть точно так же.

    Саморазвитие#Писательство