Бизнес-проповедник и бизнес-сплинтер. Помогаю начинающим и опытным предпринимателям презентовать свои бизнес-идеи и запускать механизмы их реализации. Выступаю с мастер-классами, провожу тренинги, работаю индивидуально.
Один из моих клиентов постоянно выступает перед своей командой и презентует свои идеи. Он дал мне почитать архив переписки с его ключевыми сотрудниками за последние два года.
И вот, что я заметил.
Все идеи очень интересные и ценные. Все!
Компания — команда толковых и работящих людей.
Ни одна идея не реализована!
Не было совершено ни одного рывка.
Результат — в компании два года абсолютная стагнация!
Недополученная прибыль. Потеря времени, своего и сотрудников, за которое они получают деньги. Колоссальный расход внутренней энергии руководителя…
Шесть лет я консультирую начинающих, а также опытных предпринимателей и встречаю эту проблему практически у всех моих клиентов.
Миллионы идей ежедневно умирают не родившись…
А сколько Ваших идей уже погибло?
Сколько решений было зарублено на корню?
Какие потери!
Давайте это остановим!
Вы пришли к важному выводу и у вас появилась гениальная мысль о том, как можно улучшить жизнь?
Вы поделились ею с окружающим, но не встретили одобрения?
Никто не разделил Вашего энтузиазма?
Просто Вас не поняли.
Что значит понятно объяснить? Это взять выводы или решения из своей головы и перенести их без искажения в голову собеседника.
«Ты так понятно объясняешь!» - слышал я сотни раз.
И решил разобраться, как мне это удается.
Как презентовать свои идеи так, чтобы всем была ясна их ценность?
Перед тем как приступить к упаковке своих выводов и идей, нужно ответить на три важных вопроса, а также исключить «эффект караоке».
Эффект караоке
Вспомните свою любимую песню.
Пропойте её сейчас про себя…
Что получилось? Слово в слово, нота в ноту, голос в голос? Это так? Даже лучше оригинала? :) Поздравляю!
А если спеть в микрофон? Будут изменения?
Песня в голове — это наши мысли.
Пока мысли в голове, кажется, что все по полочкам.
Как исключить «эффект караоке»? Главный мой принцип: ДУМАТЬ надо НА БУМАГЕ!
Не обязательно уметь рисовать, не надо быть художником. Текст, пиктограммы, геометрические фигуры… Главное — мысли должны оказаться на бумаге. Это то же самое, что петь в микрофон.
Подготовка
Если моей жизни ничего не угрожает, то зачем бросать все и сразу же выкладывать то, что на уме.
Вначале я предпочитаю объяснить самому себе все, что хочу объяснить кому-то.
3 важных вопроса, перед тем как объяснять:
1. Кому я буду объяснять?
От аудитории зависит язык, на котором я буду говорить.
Эксперт боится, что слушатель усомнится в его компетентности, и старается говорить на своем профессиональном языке.
Люди боятся показать, что они чего-то не понимают и поэтому они кивают и говорят «Понятно», даже если НЕ понятно!
Это замкнутый круг.
Если перед Вами не профессионалы, то чем проще язык, тем понятнее объяснение. Можно начать свою презентацию с акцента на том, что я буду специально говорить на человеческом языке «Просто о сложном». Если есть страх потерять компетентность, можно вставлять ремарки «На профессиональном языке эта штучка зовется ТАК-ТО». И слушателям понятно, и я подкрепил свою осведомленность. Этот же прием полезен, если слушатели разного уровня подготовки.
2. Какова цель моего объяснения?
Цель — это не то, что я хочу сделать, это то, что я хочу получить от слушателя.
Наши с вами привычки мышления, порождают действия. Действия приводят к результатам.
Любое выступление направлено на изменения результатов или обоснование почему не надо ничего менять!
Цель презентатора — изменить привычное мышление или изменить действия. Либо слушатель должен что-то сделать после выступления, либо сообщить, что изменилось в его голове.
3. Каков контекст?
Мотивация — энергия действия. Энергия, которая рождается из ответа на вопрос «Для чего?» Из персонализированного ответа, который появляется в груди слушателя.
Ответ должен быть ему родным, ценным для него, чтобы начать действовать.
Человека нельзя заставить что-либо сделать, пока он сам этого не захочет.
Нужно объяснить, для чего человеку нужны изменения результатов.
Что получит каждая сторона — принцип «выиграл-выиграл».
Так появляется контекст — рамки моего изложения, к которым привязаны мои слова.
Презентация
При восприятии информации нам важно:
ЧТО нам говорят,
КАК говорят и
ЧТО при этом ПРОИСХОДИТ.
Выходит, что потребуется:
1. Содержание
2. Структура
3. Подача
1.Содержание
Что закладывать в содержание?
Персонажи.
Люди, вещи и процессы — главные персонажи бизнес-объяснений.
Люди и вещи взаимодействуют с друг другом — это основа…
Вспомогательные формы — места, состояния, атмосфера;
Дополняющие — слова, цифры, диаграммы, графики;
Иногда, вспомогательные или дополняющие формы становятся главными.
Взрослый - констатирует факты, оперирует действительностью, принимает решения:
Как часто нас окружают взрослые?
А что вы скажете про себя? В каком эго-состоянии вы чаще всего делитесь своими умозаключениями с коллегами и руководством?
Ваши объяснения наполнены фактами?
ВЗРОСЛЫЙ - конструктивен.
Структура
В какой последовательности доносить факты?
Просто выдать их это сухо и скучно.
Изложение фактов следует привязать к логике.
Самые распространённые структуры:
- Факты привязаны к линии времени, расставлены в хронологическом порядке.
- Технологическая последовательность. От фундамента к крыше, от ингредиентов до готового блюда, от сырья до изделия…
- Правило драматургии:
Завязка (равновесие - проблема)
Основное действие (напряжение конфликта - борьба)
Развязка (кульминация - мораль)
В любой структуре есть:
А. Вводная часть — обозначение контекста
Б. Основная часть — презентация
В. Заключительная часть — выводы и решения
Подача
Как понятно подать идею?
В нашей голове — образы, картинки, а не тексты.
Мы переводим образы в текст, когда говорим и текст в образы, когда слушаем.
Именно на этом этапе может произойти искажение.
Визуализация — универсальный понятный всем язык людей.
Покажите рисунок солнца и человек поймет, что это солнце, независимо от диалекта, на котором он говорит.
Инструменты
Все зависит от количества слушателей.
Если я объясняю для 1-3 человек:
Беру лист А4 и карандаш ( или капиллярные ручки).
Говорю и рисую ключевые образы.
Итоговая картинка у меня в голове: я предварительно отрепетировал на листе — где, что и в какой момент рисовать.
Результат:
Для 3-10 слушателей:
Использую флипчарт.
Рисунки нарисованы заранее.
Листы использую в качестве бумажных слайдов.
Результат:
Для 10 и более слушателей:
Из экструдированного пенополистирола, деревянной рейки и крепежа изготовил сборную визуальную панель размером 1,2 х 3,6.
На больших листах рисую цветные шаблоны — фон и пустоты.
Листы креплю к панели канцелярскими прищепками и покрываю их клеем Scotch75.
На листах А3 рисую ключевые образы и вырезаю по контуру.
В процессе презентации наклеиваю образы на шаблон, заполняя пустоты.
Результат:
Образы
Не надо быть художником, чтобы нарисовать:
или
Чем проще, тем лучше!
Круг, квадрат, треугольник, линия и точка — азбука визуализации.
Режиссура
Связь последовательности изложения и появление образов на бумаге, а также их компоновка на листе.
Истории, привязанные ко времени движутся по листу слева направо.
Если герой движется к цели, то старт — в нижнем левом углу, а финиш — в правом верхнем.
Строительство начинается от фундамента — снизу листа и движется вертикально вверх.
Технологический процесс начинается в левом верхнем углу и в зависимости от количества этапов, спускается в нижний правый угол по прямой или змейкой.
Если что-то одно состоит из нескольких частей, то на листе это выглядит в виде майнд-мэп, или древовидной структуры.
Это существенно повышает шансы понимания и принятие слушателями ваших идей!
В итоге у меня есть:
Содержание в виде истории
Структура её изложения
Наброски образов
Последовательность и компоновка образов на листе
Инструменты для визуализации, в зависимости от условий выступления
Когда все готово, надо убедиться, что я правильно понимаю самого себя. Это первый шаг к тому, что меня правильно поймет аудитория. Поэтому вначале объясняю себе —репетирую.
Я убедился — рисованные презентации лучше запоминаются и помогают проще понять то, что я объясняю!
Я — за сохранение и реализацию идей!
Желаю всем быть понятными для всех и реализовать все свои идеи!
у меня отображаются, к сожалению, не все картинки.
Сергей Педан
8 лет
> Вы поделились ею с окружающим, но не встретили одобрения?
> Никто не разделил Вашего энтузиазма?
Уверен, что это даже близко не основная причина того, что идеи остаются нереализованными. Скорее всего, они идут в стол из-за:
• нехватки свободных ресурсов на её воплощение — пока реализуешь идею, ставишь на паузу зарабатывание денег, пропускаешь заказы, а клиенты находят другого хорошего подрядчика и т. п. Нужен «жир», на котором жить в процессе авантюры.
• отсутствия реальной мотивации у тех, кто мог бы воплотить идею руками (сотрудников и т. п.) и перегруженность другими приоритетами у автора идеи (руководителя). Если сотрудники работают по KPI, и организация не «teal», а «оранжевая», то реализовывать идеи им бы приходилось из своего кармана.
• отсутствия методологии работы с авантюрами. Допустим, Lean startup и Product discovery делают процесс разведывания того не знаю чего вполне управляемым и предсказуемым — и по такому пути не кажется сумасбродством. А вот без внятной методики развивать идеи может ощущаться неловким. Типа занимаемся какой-то фигнёй вмето того, чтобы копать.
Linas
8 лет
Проблема не столько в том, как "правильно" подать идею, а в том, что ее надо реализовать. То бишь коллективу или определенным персонам надобно выйти из зоны комфорта, больше и напряженней работать в другой, подкинутой среде. Да и ресурсы нужны - организационные, материальные и тд. Поэтому генерить идеи каждая кухарка может, а воплощать - нет.
Вера
8 лет
Очень актуально, спасибо!
Ресурсы, товарищи, конечно нужны для воплощения идей. А для организации ресурсов обязательна мотивация ключевых персон. А для этого обязательно суметь им донести мысль.
Иногда, кстати, и сама мысль углубляется и дорабатывается в процессе подготовки объяснения.
Распечатываю и активно применяю в подготовке нескольких следующих презентаций.
Интересные комментарии
у меня отображаются, к сожалению, не все картинки.
> Вы поделились ею с окружающим, но не встретили одобрения?
> Никто не разделил Вашего энтузиазма?
Уверен, что это даже близко не основная причина того, что идеи остаются нереализованными. Скорее всего, они идут в стол из-за:
• нехватки свободных ресурсов на её воплощение — пока реализуешь идею, ставишь на паузу зарабатывание денег, пропускаешь заказы, а клиенты находят другого хорошего подрядчика и т. п. Нужен «жир», на котором жить в процессе авантюры.
• отсутствия реальной мотивации у тех, кто мог бы воплотить идею руками (сотрудников и т. п.) и перегруженность другими приоритетами у автора идеи (руководителя). Если сотрудники работают по KPI, и организация не «teal», а «оранжевая», то реализовывать идеи им бы приходилось из своего кармана.
• отсутствия методологии работы с авантюрами. Допустим, Lean startup и Product discovery делают процесс разведывания того не знаю чего вполне управляемым и предсказуемым — и по такому пути не кажется сумасбродством. А вот без внятной методики развивать идеи может ощущаться неловким. Типа занимаемся какой-то фигнёй вмето того, чтобы копать.
Проблема не столько в том, как "правильно" подать идею, а в том, что ее надо реализовать. То бишь коллективу или определенным персонам надобно выйти из зоны комфорта, больше и напряженней работать в другой, подкинутой среде. Да и ресурсы нужны - организационные, материальные и тд. Поэтому генерить идеи каждая кухарка может, а воплощать - нет.
Очень актуально, спасибо!
Ресурсы, товарищи, конечно нужны для воплощения идей. А для организации ресурсов обязательна мотивация ключевых персон. А для этого обязательно суметь им донести мысль.
Иногда, кстати, и сама мысль углубляется и дорабатывается в процессе подготовки объяснения.
Распечатываю и активно применяю в подготовке нескольких следующих презентаций.