16 февраля 2017

Марафон «Ах… Чувствую и рисую». Неделя 4

Сабина Астра
Художница-иллюстратор, эссеист, хендмейкер. Первое образование — реставратор, получаю психологическое. Зарабатываю только тем, что люблю уже 5 лет. Обожаю экстатический танец, рисовать запоем, Станиславского и базис Юнга.
  • vk.com/wow_artists_way
  • Я мечтала, чтобы творчество было со мной всегда. Моя подруга рисовала повсюду, в любую свободную минуту. Глядя на таких, как она, рисующих в кафе и в парках, везде, где их настигает вдохновение, я завидовала. Кто где, а эти люди сейчас — в удивительном мире творческой магии. И она у них не церемонная, не рафинированная — за холстом или в мастерской, а всюду.

    Хотя и «серьезные художники» ходят с карманным блокнотом, чтоб не упустить случайно встреченное вдохновение. Но встретить вдохновение — как встретить любовь. Так же волнующе прекрасно. Только у художника любовь всюду и встретить её можно сотни раз за день и всегда она будет разная. Поэтому так хочется ежедневного творчества. Это особое состояние: жить рука об руку с музой. Именно это так цепляет в архетипе художника. У него есть какой-то личный источник счастья, персональная скважина вдохновения, магические очки, которые дают видеть все вокруг подлинным и исполненным жизненной сути. Именно этого все хотят от бытия художника: одержимости красотой мироздания, глубокого романтизма, чуткости и тонкости восприятия. К этому состоянию мы попробуем прикоснуться на четвертой неделе марафона.

    Я приветствую всех своих бедуинов, дошедших до четвертой недели. Нас наверняка становится все меньше, такова к сожалению марафонская динамика. C'estlavie. До конца доходят только те, кто действительно готов к переменам. Простите если у меня не получается ответить на ваши комментарии так быстро, как я их читаю. Я в любом случае отвечу, просто не всегда я могу делать это сразу.

    Чему я вас тут учу-то? Кто забыл, напоминаю. Наш марафон о том, как дойти до рисунка, минуя страх белого листа. Не через слезы и не через усердие. А через бдительное ухо заботы, приложенное к своему сердцу. Я помню, как меня всегда раздражал момент входа в рисунок. Часто для меня это было как заход в зимнюю реку. Леденящая движущаяся вода. В начале марафона я много говорила, что для меня долгие годы даже подход к листу был бесплодным, но даже во времена, когда я не выбирала, рисовать мне или нет, и что именно рисовать — всегда было больно подойти к рисунку. Это вообще нормальная боль творческих людей, Твайла Тарп в своей книжке «Привычка к творчеству» дала самое точное описание этого феномена и лучше всего о нем рассказала.

    «Я вхожу в белую комнату» — название первой главы, где Твайла рассказывает, как устроен творческий труд. Твайла— танцор и руководитель труппы. Она входит в залу, чтобы придумать программу для выступления. На нее уже рассчитывает много людей: руководитель театра, её менеджер, режиссер, вся её труппа и многие другие люди. Их карьеры взаимо зависимы друг от друга. И сейчас у нее есть несколько месяцев и пустой зал. Нужно создать номер, заполнить два часа выступления и вызвать одобрение публики. Если вы еще не поняли, как многое тут на кону, то я уточню: выступление уже назначено, а программы еще нет. Так работают профессионалы. Сейчас есть только она и пустой зал. «Через несколько минут сюда войдут танцоры. Что мы будем делать?» Не знаю, как для вас, но для меня такой уровень ответственности и веры в свои творческие способности — высший пилотаж. Вот что говорит Твайла о пустом пространстве, которого мы все боимся:

    «Пустота зала может казать бездонной таинственной и пугающей; из нее — из ничего — нужно создать нечто цельное, красивое и понятное. Подобные чувства испытывает писатель, когда вставляет чистый лист бумаги в печатную машинку; художник, стоящий перед девственно чистым холстом; скульптор перед каменной глыбой; композитор, пробегающий пальцами по клавишам, не извлекая звуков. Для некоторых этот миг — миг до того, как начнется процесс творчества, — настолько мучителен, что они не способны его вынести. Они встают и отходят от компьютера, холста, музыкального инструмента, могут прилечь на диван или выйти в магазин за покупками, приготовить что-нибудь или заняться домашними делами. Они мешкают, медлят, откладывают на потом. Страх перед пустым пространством парализует людей. Чистое пространство может заставить человека почувствовать себя маленьким и беспомощным. Но я сталкиваюсь с ним всю свою профессиональную жизнь. И заполнять это пространство моя работа. Мое призвание».

    Твайла — танцор с огромным стажем. По этой причине меня заинтересовала ее книжка. Она не автор текстов, который пишет о том, что такое творчество. Она даже не представитель «сидячего ремесла». Читать человека, который говорит языком тела, для которого текст — не самая привычная среда, очень интересно. Гораздо интереснее, чем писателей, которые на своей же писательской территории рассказывают о том, что создавать тексты — не так уж сложно. Тут совсем другое.

    Твайла говорит много о том, что в борьбе с «белым листом» ничто не спасает её так, как ритуал. Заставлять и уговаривать себя — гиблое дело. Именно поэтому мы с вами начали марафон с простейшей задачи купить материалы и закрасить лист, потому что тут не нужно устраивать с собой торг. «Ну что тебе стоит закрасить лист?» Так и работают ритуалы.

    Утро Твайлы начинается одинаково, она вызывает такси и едет в зал для тренировки. И ритуал — это вовсе не тренировка, а такси. И вот почему: такси, не вынимая её слишком резко из утреннего комфорта, доставляет её туда, где она вынуждена работать. Потому что, когда уже едешь в зал, думать, есть ли у меня силы тренироваться или нет — уже не актуально. Ты уже едешь. Не прилагая к этому никаких особенных усилий воли, ты уже помещаешь себя в место, где творчеству суждено случаться.

    «Жизненно важно завести какой-нибудь ритуал — автоматический, но очень важный поведенческий стереотип, запускающий творческий процесс. Ведь именно в этот момент вы наиболее склонны отступить, испугаться, признать себя побежденным или пойти по неверному пути».

    Это правда очень важно. Особенно теперь, когда мы уже слегка разрисовались, нам нужно как-то упорядочить и закрепить результат привычками.

    Мне очень понравилось свои практики утреннего письма, или фрирайтинга, как его сейчас называют, заменить рисованием. Я полюбила начинать свой день, наполняя его красками. Вышло, что, когда начинаешь день с ритуала рисования, он превращается по-настоящему в день художника. Наполняется интересными решениями, новыми подходами — я прямо вижу, как утренние краски расцветают в событиях дня. Ощущения утончаются, красоту мира замечать проще и все глубже получается с ней быть и оставаться в созерцании.

    Особо удачные рисунки я ношу с собой. И вот он — навык заполнять пустое пространство. ВОТ! Вот почему художники живут наполненной жизнью. Почему любой творческий человек ЖИВЕТ ИНТЕРЕСНО. Потому что есть навык из пустоты создавать цельное, понятное и красивое. И этому навыку цены нет. Потому что каждый наш день — это пустая белая комната, это чистый холст. И то, как ваше подсознание сегодня прольется на этот холст — зависит от того, насколько вы с ним, с подсознанием, дружите, насколько умеете обращаться с его красками. Я надеюсь, не нужно доказывать, что 99% того, что с вами происходит — следствие бессознательной деятельности? Надеюсь, что нет.

    Итак, приступим к работе. Упражнения этой недели можно читать от начала и до конца. Новобранцев я, как водится, отправляю в первую неделю марафона и обещаю дождаться вас тут. Важно не только прочитать все задания, а пройти их полноценно и последовательно с самого начала, не забегая вперед. Тут важен эффект неожиданности.

    Первое задание этой недели, как вы могли догадаться, ведет нас к тому, чтоб жить как художник. Семь дней подряд мы будем рисовать. Можно делать это с утра, выделяя 10 минут. Можно в обед или тогда, когда у вас есть свободное время.

    Известно, что нет лучше способа провести день по-новому, чем начать его с практики. Получается, что только проснувшись, пройдя маленькую перезагрузку, вы уже настраиваете свои пока еще мягкие и нежные ото сна фибры на тонкие вибрации. Но я знаю, что половина марафонцев утром всегда категорически занята, а потому, конечно, оставляю вам возможность творить в любое время, но старайтесь все-таки избегать творчества перед сном, потому что я хочу чтобы ваши 10-минутные погружения в творчество были камертонами того как вы проживаете свою жизнь. В общем, хочу, чтоб вы настроились быть художниками.

    Что нужно делать? Очень желательно чтоб место, где вы начинаете утро, было готово к творчеству. У меня на столе лежит блокнот, заполненный водой брашпен, краски и маркеры. Что-то подобное должно быть и у вас. Помните такси? Вы с утра не должны искать краски, лучше спрячьте косметичку или что у вас там утром — обязательный ритуал?

    Десять минут утреннего каля-маля не должны быть дискомфортны от слова совсем. Тоже относится к тем, кто планирует рисовать в обед. Берем с собой блокнот и все, чем вам хочется сегодня порисовать. И все. Вообще привычка оставлять себе вход в творчество — она хорошая. Например, я написала на прошлой неделе один абзац для этого текста, а когда принялась за него основательно, закончила за три часа. Пока что это — мой рекорд. А все потому, что я начинала не с пустой страницы, а с мысли, за которую легко зацепиться. Точно также видеть утром пустой стол с блокнотом и красками мне очень и очень приятно. Иногда на нем еще стоит вазочка с цветами. Будто кто-то позаботился обо мне с вечера, и это льстит. Не важно, что это была я сама:)

    Каждое наше рисование начинается со «входа» в рисунок. Уже довольно привычного нам, да? Мы закрашиваем лист бумаги. Да, я обещала, что мы больше так делать не будем. И тот, кто серьезно отнесся к этому обещанию, может сделать вот что: разделите лист бумаги на части и каждый день закрашивайте в привычном нам режиме заполнения один кусочек. Каждый день. В итоге вы изведете всего один лист, а получился коллаж, который вам даст интересное представление о динамике прожитых дней. Так в общем-то могут делать все, но я предпочитаю день начинать с закрашенного листа целиком.

    Мне уже привычно и дорого чувство большого пустого пространства, которое только для меня, моих мыслей, идей, красок и форм. Кстати, насчет форм. Они могут быть, а могут не быть. Но у нас всегда есть то, за что мы держимся — закрашенный лист, игра с переходами. Это то, что мы делаем, если в голову не приходит ни квадрат, ни круг, когда в голове совсем пусто. Важно, что мы зарисовываем целый лист, как всегда. Есть уникальные люди, которые зарисовывают свой лист белой краской. Это меня прямо поразило! Так что и вы не ограничивайте фантазию.

    Второй лист каждый день у нас будет разным. Я радостно обнаружила еще одну книжку о творчестве, но это уже стопроцентно наша с вами тема: «Линия — это точка, которая пошла погулять». Этот блокнот — воплощение того, что, как я считаю, нужно для творческого раскрепощения. Она появилась уже после моих экспериментов с заполнением листа. И это тот случай, когда я злюсь, потому что эту книжку должна была составить я, настолько идеальным воплощением моих идей о свободном рисовании она мне кажется. Каждый день этой недели мы будем выполнять разные задания из этой книги.

    День 1. Изобразите как желтый спорит с зеленым. В качестве примера я прилагаю фото из книги. Там небольшой рисуночек, но у вас под этот спор есть целый лист. Наслаждайтесь. Будет хорошо, если в этом упражнении вы прикоснетесь к чувству конфликта и вспомните какой то ваш спор.

    День 2. Изобразите голубой, влюбленный любой другой цвет. Выберите его сами.

    День 3. Рассердите свою страницу. Да, как угодно. Вы человек, перед вами страница, нужно её рассердить, прям по-честному. Не вырывая из блокнота, используя краски, экспрессию и чувства. Как вы будете это делать?

    День 4. Успокойте страничку. Да, вчера одной странице от вас влетело, теперь для восстановления мирового равновесия будем успокаивать. Даю подсказку: страницу можно приголубить :)

    День 5. Изобразите фигуру, которая выглядит застенчивой, скромной. Опять же, прилагаю подсказку из книги. Да, в ней все очень просто, но у вас все такие есть лист, и у фигуры должен быть фон! Это важно.

    День 6. Теперь у вас решительная фигура. Она знает себе цену. И у нее тоже есть фон.

    День 7. Изобразите какое-то очень важное для вас чувство. Какое-то особенное. Может из воспоминания, или счастливого момента. Формами, кляксами, просто зарисовыванием листа. Как угодно. Надеюсь, вы выделите на этот рисунок чуть больше времени.

    И, как говорил мой учитель,«для тех, кто проходит марафон по хардкору, или просто для тех, кто хочет результат сильнее», для тех я заготовила еще одно ежедневное задание. Эту страницу вы заполняете краской или формами так, будто это ваш будущий день. Или вечер, если вы рисуете в обед. Круче всего, конечно,это получается по утрам. Да, у вас есть белый лист и краска — создавайте свой день. Отправляйте посыл в будущее. Давайте только не будем использовать слова, если уж это не что-то действительно важное. Просто не нужно превращаться рисунок в список аффирмаций.

    И последнее, что нам нужно на этой неделе — заметить, что дух творчества теперь всегда с нами.Тем, кто делает все три задания по утрам, я могу уверенно сказать, что вас будет штырить в течение всего дня. Да, вы обречены. Поэтому лучше всего иметь с собой материалы для рисунка, иначе можно обжечься, потому что нет ничего, что разочаровывает так же сильно, как упущенное вдохновение.

    Все, дорогие! Удачи и творчества. Пишите комменты без стеснения, я все их читаю. На следующей неделе мы будем работать с чувством вины от того, что занимаемся «фигней». Поэтому если оно вас посетит на это неделе, можете быть спокойны, я поговорю с ним через неделю, успокойте его и пообещайте что скоро вы уделите ему кучу времени. Просто на этой неделе вы еще не знаете, как правильно себя виноватить, поэтому оставьте это занятие до следующей. Удачи!

    Саморазвитие#рисование#Самоисследование#страхи#Творчество

    Интересные комментарии

      Рина
      11 месяцев

      Здравствуйте! Ваш марафон и упражнения подходят только для рисующих? Я заглянула случайно, т.к рисованием не особо интересуюсь и оно не является для меня основным методом самовыражения. Но глубина темы меня затянула, и мне захотелось это как-то применить и в своей жизни - к текстам и танцам. Я не являюсь ни писателем, ни танцором, но точно знаю, что с детства это мои основные методы творчества. Рукоделие и фотография со временем отошли на второй план, а рисование и вовсе носило лишь эпизодический характер.

      Сабина
      11 месяцев

      Марафон для всех кто хочет выражать себя через рисунок, для не рисующих-не умеющих в равной степени подходит как для рисующих давно и заматеревших иллюстраторов))) вам тут рады, идите в первую неделю, я вас там буду ждать

      Заряна
      11 месяцев

      Вчера вечером выполняла День 1 и потом у меня появился вопрос.

      Я заполнила 1-й лист тучами, а потом 2-й со спором жёлтого и зелёного уже по привычке не стала думать, как там что должно быть изображено. А действовала спонтанно. За каждый цвет у меня отвечала своя кисточка. Сначала на одной половине листа нарисовала жёлтый, а на второй – светлозелёный. Потом зелёный сделал три длинных выпада в сторону жёлтого зелёными линиями, а жёлтый ответил весомым аргументом - толстой линией в сторону зелёного, а потом ещё внизу подпустил к нему тумана. Зелёный взял цвет потемнее и задумался – несколько клякс рядом по зелёному, а затем выпустил в жёлтый тонкую пунктирную линию и ещё несколько штрихов уже по жёлтому. Жёлтый тоже взял цвет потемнее и наставил на зелёном темножёлтых клякс. Потом я взяла обе кисточки одновременно и рисовала ими одновременно линии в сторону оппонента, потому что оба цвета говорили одновременно и не слушали друг друга. Потом они разгорячились, залезли оба сразу кисточками в красный, и ещё так поспорили. Не знаю, похоже ли изображение в результате на спор, так как акварель поплыла и посветлела, но я то знаю, что они спорили.

      Но вот на примере видно, что это спор, и явно заранее продуманная концепция. Если такое рисовать красками, то сначала надо подождать, когда высохнет жёлтый, а потом уже рисовать зелёным.

      Хочу уточнить, надо ли в задании именно ПОКАЗАТЬ спор на листе, чтобы и другим было видно? Там написано «представьте и нарисуйте», т.е. сначала нужно всё представить перед рисованием и рисовать уже задуманное?

      Или можно просто рисовать, КАК ЧУВСТВУЕШЬ в моменте, неважно, что в результате буде изображено? Тем более, что у меня привычка раскручивать историю во времени, а рисунок ведь не фильм, если даже не акварелью рисовать, а, например, фломастерами, всё равно будет наложение и может непонятно что в конце получиться.

      Или неважно, как выполнять?

      Заряна
      11 месяцев

      Да, я явно не ежедневщик, суббота у меня вылетела. ╮(︶▽︶)╭

      ☼☼☼ День 2, воскресенье полдень.

      Я честно пыталась себе представить, как нарисовать голубой, влюблённый в красный цвет, причём начала представлять ещё в субботу и сегодня перед рисованием примерную концепцию наметила, а когда села рисовать – нарисовала совсем по-другому! Это забавно☺.

      С 3-м листом, где нужно было нарисовать оставшуюся часть воскресенья, тоже интересно получилось.

      Решила начать не с красок, а с карандашей, и меня снова потянуло на белый. Сначала закрасила часть листа белым карандашом, а потом ещё белой акварелью на остальном листе наставила белых коротких линий и на том успокоилась. Стало странно, что я воскресенье вижу исключительно в белом цвете))) С чем же у меня белый цвет ассоциируется?.. чистота, ясность помыслов... Вспомнила, что уже неделю откладываю упражнение с медитацией, хотя уже и кружочки на 2 месяца нарисовала. Медитацию сделала. (▰˘◡˘▰)

      Заряна
      10 месяцев

      Воскресенье с белого листа было очень плодотворным.

      ☼☼☼ День 3, понедельник обед

      Сегодня рисовала только 1-й лист «раскачку» и 3-й лист «будущий понедельник»

      На 3-м листе интересно вышло. После первой проведённой линии, я расположила карандаш диагонально и начала вращать его туда-сюда, тогда он двигался хаотично, и получались странные линии, чем-то похожие на грозовые разряды (похоже у меня придумываются новые техники рисования ☺, в пятницу, когда рисовала тучи, обнаружила, что если ронять вертикально лохматую кисточку на акварель, то разводы получаются более интересные). Получившийся лист с линиями как-то воздействовал на меня, я минут пять смотрела, пыталась понять хорошо или плохо, но ощущения такие, как будто внутри за глазами иногда-что-то маленькое шевелится, а иногда как-будто что-то быстро раз и переместилось.

      2-й лист я отложила сначала на вечер, а потом на следующий день. Весь день отчаянно хотела спать и держалась только на силе воли. Организм решил, что в отличие от просто рисования, рассерживание страницы – процесс слишком энергозатратный. И, как только я задумывалась, как же там её сердить, сразу подсовывал образы подушки, и как я на ней сплю. Я даже подумала – рассердится ли страница, если ей не давать спать, допустим, нарисовать на ней подушку, а затем оттаскивать линиями страницу от неё, но так и не смогла дойти до рисования.

      Заряна
      10 месяцев

      ☼☼☼ День 4, вторник обед.

      На 1-м листе раскачке попробовала теперь вращать кисточку с красной гуашью также, как вчера карандаш. Особых спецэффектов не было, поэтому ещё начёркала всяких пятен и закрасила страницу водой поверх невысохшей до конца гуаши. Прикольный фон получается - неоднородно светло-розовый,

      Потом промыла кисточку и некоторые места ещё высветлила водой, пока лист не подсох.

      2-й лист. Выполняла 2-е задание за сегодня и за вчера. Почему-то не хотелось отводить целый А4 на рассерживание страницы, поэтому сделала, как на примере, разворотом – разделила лист линией пополам и на одной половинке сердила, а на второй успокаивала. На рассерженной нарисовала подушку и вокруг неё и от неё красные искры раздражения, что не дают на неё улечься и поспать, потом вверху заклубился гнев, а на самой подушке большая красная клякса злости. На второй половинке тоже нарисовала подушку, а вокруг неё уже синие искры намерений заползали на подушку. А затем на подушке расплылось голубоватое счастье – вот оно, наконец, до неё добралось! И ещё к нему немножко светло-розового добавила, чтобы подчеркнуть удовольствие.

      На 3-й лист уже несколько минут осталось – быстро покрыла его цветными пятнами.

      Заряна
      10 месяцев

      ☼☼☼ День 5, фу-у-ух, только к вечеру добралась до марафона. Пробовала перед рисованием представить скромную застенчивую фигуру на каком-то фоне, но упорно видела только запятую из примера. Выкинула её из головы и начала 1-й лист.

      1-й лист раскачку опять закрашивала водой поверх гуаши, здоровски, очень красиво тонируется фон, мне ужасно нравится ☺☼☺☼☺♥♥♥♥♥, хотя я, скорее всего, изобрела велосипед, но с гуашью мне всё в новинку.

      2-й лист. Взяла светло-фиолетовый для скромной фигуры и вспомнила фразу «скромное сияние богатства» или может «скромное очарование богатства», не помню точно, как я её слышала. Нарисовала наклонённый фиолетовый то ли дым, то ли туман, и под ним нарисовала три золотых монеты в сиянии. Ни на какой акварельный цвет фона меня не тянуло, поэтому закрасила оставшееся пространство белой гуашью.

      3-й лист не рисовала – ибо вечер. Села писать отчёт для Сабины ♥☺.

      Заряна
      10 месяцев

      ☼☼☼ День 6. четверг.

      Сегодня 1-й лист и 2-й с решительной фигурой со своим фоном. Забавно, но моя решительность оказывается белого цвета)) неожиданно)– нарисовала белой гуашью, а внутри у неё радужный овал. Фон для неё с преобладанием жёлтого.

      Заряна
      10 месяцев

      ☼☼☼ День 6. пятница.

      Почитала комментарии участниц и поняла, что не слушала свой живот. Как-то все дни очень быстро идёт рисунок, сразу все листы одним махом с первого же движения, без раздумий. Решила 2-й лист рисовать из живота. Не поняла, какое чувство рисовал мой животик, но видимо что-то нежное, потому что хотелось касаться листа невесомо, едва-едва, самой тонкой кисточкой.

      Анна
      10 месяцев

      Сабина, доброе утро!

      Вот прям неоставляет меня чувство,что занимаюсь какой-то ерундой...но ,как Вы уже сказали, терплю до следующей недели...)

      Поймала себя на мысли,что для того,чтобы зарисовывать первый лист, мне уже не хочется взять кисть побольше и побыстрее это сделать, взяла тоненькую и методично закрашивала,...

      Еще мне сложн даются задания №2, тут ,вероятно, от ощущений нужно идти, они у меня включаются, вот только сначала голова! но и здесь я чаще в конце замечаю,что мне получается что-то очень грубое. чрезмерное, нет той недосказанности, которой хотелось бы...но я уже это вижу и чувствую..осталось научиться вОвремя останавливаться)))

      и Вопрос по заданию №3- рисовать на листе те чувства и эмоции, которые я ощущаю,что сегодня будут ,просто давая им проявится, или програмировать этот день всякими ванильно-радостными цветами?

      Анна
      10 месяцев

      Заканчивается следующая неделя марафона,а я только доделала предыдущее задание!

      Самое сложное в задании этой недели было все- таки выделить это время для себя и порисовать, к концу недели я пришла к неутешительному выводу,что я охотнее выполняю любое другое задание\работу, валяю дурака нежели просто сесть и 10 минут уделить себе... Еще один вывод,что мне не так уж теперь страшно заполнять очень классный блокнот просто краской,...я скорее этого даже жду...

      Последним пунктом было нарисовать/запечатлить какое-либо послание себе=за два дня до того,как приступила к нему я сделала вывод №1 и проработала его,и послание родилось само собой "Забота о себе"...живу сейчас с этим состоянием и знанием....благодарю...пойду выполнять задания следующей недели)

      Ксю
      10 месяцев

      Ааа, Сабина, спасибо!!! За вот это "занимаемся фигней", за идею разделить лист на коллаж (видимо до сих пор жалко целый). Утром, если честно, уже и так полно дел, особенно маленький детеныш, но я обязательно как можно раньше попробую рисовалки. И как верно подмечено, что нужно подготовить для себя место заранее. Уже давно заметила, чем дальше убраны мои увлечения, тем реже я к ним прикасаюсь. Заимела корзинку на видном месте, в которой мои радости так сказать, это книга, карты, блокнот с пеналом, кроссворд, разукрашка и тп, чтобы когда у меня есть свободные 10 минут, я не думала о том, что "это ж все доставать надо" а просто брала и тратила чуть чуть времени для себя.

      Лилия Андреева
      10 месяцев

      Занятия были даны на целую неделю и отчитываться хочется по прошествии.

      Конечно же рисовать каждый день у меня не получилось. Рисовала раза четыре. Спасибо вам за разрешение-приглашение рисовать каждый день и за обращение к своим чувствам.

      Некоторые задания на чувства я фантазировала, а вот некоторые отозвались в животе и переживались сильно. Вот, например, после того как я рассердила страницу, внутри все задрожало... А через часик я справилась с тем, чтобы рассердить мужа. Хотя у меня были мысли, что успокаивать страницу надо было сразу после сердитой )))) по горячим следам, так сказать.

      Рисовать из живота получилось. Не помню когда я рисовала от себя последний раз. Мне как раз очень были необходимы задания извне, чтобы переложить ответственность за творчество. Очень вовремя и в точку этот марафон. Спасибо вам за него.

      Ольга
      10 месяцев

      Сабина, здравствуйте. Отчитываюсь о проделанном. Каждый день не рисовала. Всего раза 3. Все пункты из второго задания сделала за 1 вечер. Вдохновило. Нашла на озоне книжку эту, хочу заказать. Там же предложили купить ещё одну. Про кляксы, из которых дорисовываются картинки. Заинтересовало. Попробовала, оказалось, здорово, рекомендую! 2 раза составила планы на день и 1 раз даже, вдохновившись, планы на жизнь. Оказалось, такой план гораздо наглядное, чем список. Всю неделю вместо краски рисовала пастелью. Так быстрее. И вообще пастель люблю. Но краской все же жаль, что не удалось, полезное это упражнение.

      В целом, собой недовольна. Не удалось рисовать регулярно. Но очень уж 6еделя была тяжёлая, забросила многие свои дела. Буду исправляться.