29 марта 2013

Художник слова

5260 просмотров

Гани Султанов
Инженер, блоггер, ненасытный читатель и мечтатель. Один из основателей интернет-журнала Synderesis.ru, который бесплатно и на регулярной основе выкладывает переводы книг зарубежных авторов о саморазвитии и минимализме. Ищет способы помочь молодым людям в своем маленьком городе Уральск (Казахстан), которые только учатся управлять своим временем и видеть свои цели.
  • synderesis.ru
  • Канадский художник Гай Ларами создал вид искусства, который называют book carving («резьба по книгам»). Вначале вам может показаться, что этот человек слегка со странностями. Но конечный результат его работы поражает воображение.

    Когда Ларами приступает к работе, вооруженный циркулярной пилой, в защитном халате и резиновых перчатках, он похож на сумасшедшего хирурга. Но в отличие от персонажей фильмов ужасов, он ничего не уничтожает. Напротив, он дарит новую жизнь ветхим устаревшим книгам, которые чудом избежали свалки. Он режет их, точит и полирует, создавая миниатюрные пейзажи изумительной красоты.

    За последние тридцать лет Гай Ларами перепробовал себя в самых разных ипостасях. Он побывал в роли сценариста, композитора, режиссера, создателя музыкальных инструментов, скульптора, живописца, певца и писателя. Неудивительно, что такой разносторонней личности удалось найти столь необычное применение старым книгам.

    — Я не знаю, откуда пришла эта идея. Я тогда работал слесарем в магазине металлических изделий и получил заказ от квебекского театра на изготовление декораций. Однажды я обрабатывал в пескоструйной камере одну деталь, и вдруг представил, как я кладу в аппарат книгу. Одна глупая мысль — и в течение нескольких секунд передо мной развернулся весь проект, — рассказывает Гай.

    Спустя тринадцать лет мы видим, во что воплотился его замысел: из бумаги и книжных обложек он создает удивительно точные копии скульптур, зеленые долины, пещеры и горные каньоны, прорезанные реками.

    — Меня часто спрашивают, почему я этим занимаюсь, — признается Гай. — Мне говорят: «Слушай, ты не можешь так обращаться с книгами. Книги священны. Как ты можешь с ними так поступать?» Но я отвечаю, что на самом деле делаю книги еще более священными. Я приношу их в жертву, чтобы показать, как далеко завел нас прогресс.

    Мы живем в век переизбытка информации. Знание находится на расстоянии клика в Гугле. Поэтому для людей оно перестало обладать ценностью. Слишком легко стало найти ответ на любой вопрос.

    А книги... что ж. Горы заброшенных знаний становятся тем, чем были изначально — горами, постепенно превращаясь в холмы, равнины... Они разрушаются.

    И лишь тогда мы начинаем больше ценить их.

    Произведения Ларами действительно оцениваются очень высоко. Коллекционеры нередко обращаются к нему с просьбой продать тот или иной экспонат.

    Одну его работу купили за 20 000 долларов.

    Идеи для своих работ Ларами ищет, гуляя по старым книжным лавкам. Но вдохновение черпает не в чтении, а в созерцании книг:

    — Я не интересуюсь тем, что находится внутри этих книг. Я изначально сосредоточился на энциклопедиях, словарях и справочниках. Таких книг всюду много, а устаревают они быстрее других. Их распродают по $0,25 за штуку, потому что они больше не являются источником знаний. Я лишаю эти книги содержания, но придаю им форму.

    Со временем многие слова устаревают. Но пейзаж ничего не говорит. Он просто прекрасен...

    В японской пословице говорится: «Лучшие слова — те, что вы не сказали». Любая книга состоит из тысяч слов. Со временем многие слова устаревают. Но пейзаж ничего не говорит. У него нет цели убедить вас в чем-то или продать вам идею. Он просто прекрасен, на его фоне вы чувствуете себя более живым. Вы просто есть... И для этого не нужно ничего говорить.

    Архив номеров#Искусство#Книги#Творчество