23 декабря 2015

Расскажи себя. Интервью с продолжением

Елена Трускова
Коллеги говорят, что я — гармонизатор. Друзья утверждают, что я сочиняю истории про дождевого червя Ивана и написала книжку про вдохновение. А я просто называю себя Леночкой. Мы же больше, чем сумма наших частей, верно?
  • authenticityfirst.ru
  • vk.com/elena.truskova
  • instagram.com/forgetenot
  • Привет зрителям и участникам проекта «Расскажи себя»! Кларисса Пинкола Эстес говорит: «Задать нужный вопрос — вот главное преображающее действие в волшебной сказке, в анализе и в развитии личности. Ключевой вопрос вызывает рост сознания. Правильно поставленный вопрос всегда вытекает из законного любопытства по поводу того, что от нас скрыто. Вопросы — те же ключи, которые заставляют открыться потаенные двери души».

    Сегодня я делюсь отрывками своего большого интервью. В нем я говорю о тексте, работе с ним, писательской дисциплине, личном опыте и внимательном отношении к любимому делу. Возможно, мои выводы подбодрят вас или зададут направление вашим размышлениям. Расскажите в комментариях, пожалуйста, какие еще вопросы у вас возникают, чтобы я могла предложить свой вариант ответа и на них :)

    — Как ты считаешь, что важнее для текстов — усидчивость и труд или все же вдохновение?

    — Я совершенно уверена, что любое творческое занятие — это в первую очередь процесс.

    А в любом процессе очень важна настойчивость. Будет она в форме усидчивости (как рассказывает Элизабет Гилберт в книге Big Magic) или в форме набегов-наскоков (как удобно нам, сканерам, иррационалам и хаотикам) — не так важно.

    Прислушайтесь к вашему нутру. Как вам удобнее? Что вас мотивирует: вдохновение или дисциплина? Что помогает писать искренне, легко, хорошо? Мне, например — право не делать всё в один присест. В первый забег я набрасываю идею кратко, во второй — готовлю черновик, в третий — правлю, потом текст может недельку лежать-отстаиваться, а затем внесу финальные правки и опубликую. Многим эта схема покажется чужой. У каждого она чуть другая.

    — Дано ли писать каждому или все же это дар от природы?

    Рэй Брэдбери говорит: «Нам всем нужно, чтобы кто-то, кто старше, мудрее и выше нас, сказал, что мы все-таки не безумцы и то, что мы делаем, это нормально. Нормально, черт побери, замечательно!»

    Я скажу так: для некоторых записывать — потребность. Для других это возможный инструмент, и они его используют наравне с другими (выговориться, например). Я нахожу себя среди тех, кто не может не писать. О сложных вещах я думаю путем выписывания своих мыслей на бумагу или на экран — и перечитывания. Это помогает двигаться дальше.

    Текст для меня — родной, понятный и удобный инструмент переживания, передачи эмоций и мыслей, обобщения и раздумий. Думаю, что многие становятся писателями, потому что чувствуют нужду работать с текстом, формировать его, обдумывать фразы, подбирать слова. «Становятся писателями» — здесь я имею в виду право писать (см. также одноименную книгу Джулии Кэмерон), а не всемирную известность или наличие опубликованных работ. В каком-то смысле всякий, кто пишет, писатель. Хороший или нет — это другой вопрос (и отчасти субъективный).

    Выписывать мысли понятно и интересно может научиться каждый. Правда, тренировка языка, слога и чувства стиля наверняка займет значительное количество времени. Не каждый готов потратить на такую задачу годы. А истории есть в каждом человеке. И читатели для них обязательно найдутся.

    — Как ты сама начала писать? Пыталась ли что-то сочинять в детстве? Или просто внезапно начала?

    — Я пишу ужасно давно. Сначала, разумеется, получалось паршиво. В школе я пробовала разные жанры: заметки в стенгазету, бумажные письма, нескладные стихи, личный дневник, подражание любимым книгам.

    В 10 лет начала вести бумажный дневник (и делаю это по сей день). За это время скопилось множество тетрадок и книжечек. Часто я пишу много, по несколько подходов в день. Записанные мысли распрямляются, записанные печали уходят, записанные радости становятся как будто более настоящими.

    В старших классах появился доступ в интернет — завела ежедневный настроенческий блог на “хомяке” (так тогда назывались личные сайты, homepage). Позже расцвели дневниковые ресурсы: завела и лет семь ежедневно обновляла онлайн-дневник. Параллельно в любую свободную минутку сочиняла, редактировала, переписывала рассказы. Писала от руки, печатала на печатной машинке. Перешла на электронный формат: править куда проще. Текст получался всё лучше, однако часто выходило не совсем то, чего я хотела добиться.

    С 2013-го пишу для блога «Лето в голове», сочиняю истории, перевожу статьи и субтитры к видео, помогаю другим сочинителям находить свой письменный голос в мастерских текста. В общем, пишу примерно всю жизнь. Это естественное мое состояние. Я впадаю в особенное, измененное, ласковое настроение, когда занята текстом. Как будто парю в невесомости.

    — Я хочу писать интересные статьи для личного блога о детях, путешествиях, саморазвитии. Как избавиться от «умничания» и просто искренне взять и написать о чем-то? То и дело сбиваюсь на наставления от закадрового «умника».

    Мне кажется, что я вас очень хорошо понимаю. Как-то я задумала написать чудесную книжку о легкости и трудности, об унынии и вдохновении. Два года мне потребовалось на борьбу с собой. Первое время всё, что у меня выходило, было пропитано менторским тоном: поживите с моё! А пока слушайте, я сейчас всё вам объясню. Только, чур, слушайте внимательно. И не отвлекайтесь.

    Я перечитывала черновики и думала: да что ж такое! Какая-то шляпа. Скучно, пресно и бестолково. А главное, в этих текстах нет меня! Я получаюсь какой-то эксперт, хотя эту экспертность и нельзя подтвердить: нет у меня сертификата по унынию и диплома по вдохновению. Делюсь тем, что знаю, рассказываю о том, что пережила. Почему ж так скучно выходит?

    Со временем я уяснила, как переписать черновики, чтобы читателю было интересно. Хотя говорилось в них по-прежнему о легкости и трудности, теперь они стали живыми.

    Сработали три подхода:

    1. Мне пришлось выйти из положения эксперта, старшего товарища. Я поставила себя на одну ступеньку с читателем. Даже более того — я раскрыла свои переживания и неудачи, рассказала о стыдном и неприятном. Я очень люблю книги Брене Браун о силе уязвимости и мужестве… и тут я последовала ее примеру.

    2. Я стала рассказывать истории вместо выдачи советов. Как модератор ЖЖ-сообщества «сторителлинг_ру», я просто обязана была разобраться в том, какие истории будут работать, а какие — нет. В итоге каждая из глав у меня начиналась с личной, важной, цепляющей, шершавой, откровенной истории. Аннет Симмонс очень хорошо объяснила в своей книге принципы работы сторителлинга.

    3. Я выжидала, пока не почувствовала, что, наконец, нащупала нужный тон. Всё, что я писала до этого момента, можно было выкинуть. Не уверена, что это было сделано зря — может, без постоянных попыток переписать черновик мне было бы трудно перейти на следующий уровень понимания качества своей работы — но однозначно книга по-настоящему созрела только через полтора года. Мне тяжело это признавать, потому что я ненавижу ждать. Но я выяснила, что от терпения бывает большая польза. За эти полтора года я многое прожила, прочитала и написала — что наверняка принесло пользу и этой книге. Она созрела.

    — Еще в школе мои сочинения были похожи на научные работы. Громоздкие предложения с оборотами. Какие-то заумные слова. А хочется легкости, простоты.

    — Если честно, как писать легко, я не знаю. Я знаю, как писать хорошо. Прежде чем сформулируешь то, о чем хочешь рассказать, пройдет много пошаговых итераций, этапов редактирований и попыток. Обычно, если читателю легко, вложил силы писатель. И наоборот, если писателю было легко, теперь трудится читатель, разбирая написанное.

    Достоевский писал:

    «Поверь, что везде нужен труд, и огромный. Поверь, что легкое, изящное стихотворение Пушкина, в несколько строчек, потому и кажется написанным сразу, что оно слишком долго клеилось и перемарывалось у Пушкина. Это факты. Гоголь восемь лет писал «Мертвые души». Все, что написано сразу, — все было незрелое. У Шекспира, говорят, не было помарок в рукописях. Оттого-то у него так много чудовищностей и безвкусия, а работал бы — так было бы лучше. Ты явно смешиваешь вдохновение, то есть первое, мгновенное создание картины или движения в душе (что всегда так и делается), с работой. Я, например, сцену тотчас же и записываю, так, как она явилась впервые, и рад ей; но потом целые месяцы, год обрабатываю ее, вдохновляюсь ею по нескольку раз, а не один (потому что люблю эту сцену) и несколько раз прибавлю к ней или убавлю что-нибудь, как уже и было у меня, и поверь, что выходило гораздо лучше. Было бы вдохновение. Без вдохновения, конечно, ничего не будет».

     

    Саморазвитие#Писательство

    Интересные комментарии

      Liaxandra
      3 года

      Не думала, что мне так сложно будет принять тот факт, что рассказу нужно отлежаться. Пока не начала во время нашего марафона ковыряться в своем залежавшемся творчестве)) еще школьном и студенческом)

      Захотелось с этим всем срочнейше поработать. Идеи-то были неплохие!

      Леночка
      3 года

      Я вас понимаю! Мне тоже всегда хочется скорее - или уже ничего не нужно. А ведь оно могло настояться к нынешнему дню, как зрелое вино :))

      Liaxandra
      3 года

      Мне этому еще учиться и учиться)

      Леночка
      3 года

      И мне! Говорят, когда начинаешь учить других, по-настоящему понимаешь)))

      Ольга Антипова
      3 года

      Лена, скажите, а что делать с зарифмованными историями? Как с ними работать?

      Леночка
      3 года

      Сейчас страшное скажу. Откладывать и писать следующую, потом еще и еще.

      А потом возвращаться и переписывать те места, которые покажутся слабыми. Как минимум через неделю, а лучше - через месяц. Чтобы не переборщить с редактированием по живому.

      Я считаю, что стихи - гораздо более нежный материал, чем проза, поэтому чтобы предлагать правки, нужно считать себя отменным поэтом. Я таковым не являюсь, поэтому притворяться не стану. Свои собственные стихи я оттачивала сама. Боюсь, не решилась бы их никому показывать в черновике. Почему-то для меня поэзия куда более деликатное дело :)

      А еще вот здесь посмотрите для вдохновения цитаты относительно великих: http://editorium.ru/index/138/

      Ольга Антипова
      3 года

      Вот почему Вы не разбираете истории в рифме. Они ведь пишутся очень интуитивно и не знаешь, с кем посоветоваться. Мне очень хочется обратной связи, это ведь обучающая площадка. Буду тогда в прозе оформлять в заданиях мысли) Спасибо Вам!

      Леночка
      3 года

      Нужно искать автора, который часто пишет в рифму :)

      Ольга Киев
      3 года

      У меня есть некоторые вопросы к "вылеживанию" текста. Заметила, что если текст написан, а я продолжила дальше изучать тему, то спустя время сама идея текста кажется бредовой, так как я к тому моменту стала лучше разбираться в ней. И тут уже не знаешь - продолжить дальше разбираться и ничего не писать, или всё же делиться текстами, которые написаны на текущий момент развития.

      А бывает обратная сторона медали. Написал что-то злободневное и забыл. Спустя время этот текст кажется чуть ли не гениальным, думаешь - ух, как тут я хорошо в чем-то разбирался, аж самому приятно вспомнить. У меня сейчас так с юношескими стихами, которых я не писала лет 15 - многие из них кажутся чуть ли не пророческими и непонятно, как я вообще могла создать такой шедевр)) получается, выдержанность текста тоже воспринимается через субъективные оценки и не показывает его качество. Как вообще определить ценность текста, стоит ли им делиться? По каким критериям?

      Леночка
      3 года

      Спасибо за вопросы!

      "Заметила, что если текст написан, а я продолжила дальше изучать тему, то спустя время сама идея текста кажется бредовой, так как я к тому моменту стала лучше разбираться в ней. И тут уже не знаешь - продолжить дальше разбираться и ничего не писать, или всё же делиться текстами, которые написаны на текущий момент развития".

      Чем больше знаешь, тем сложнее сформулировать, да? Задача кажется все сложнее, а текст - все глупее. У меня тоже так. Поэтому у меня есть площадки, на которых я не боюсь быть глупой (блог "лето в голове", например - я сейчас перечитываю записи годичной давности и мне порой стыдно за слишком легкое и простое отношение... но мне нужно было записать то, чтобы выйти на следующий уровень). То есть боюсь, но все равно пишу как есть. Как сегодня понимаю. Успеть написать до того, как тема покажется бредовой. Как правило, через несколько месяцев или лет пишешь о том же проще, увлекательнее и понятнее. За счет практики.

      "обратная сторона медали. Написал что-то злободневное и забыл. Спустя время этот текст кажется чуть ли не гениальным, думаешь - ух, как тут я хорошо в чем-то разбирался, аж самому приятно вспомнить. У меня сейчас так с юношескими стихами, которых я не писала лет 15 - многие из них кажутся чуть ли не пророческими и непонятно, как я вообще могла создать такой шедевр)) получается, выдержанность текста тоже воспринимается через субъективные оценки и не показывает его качество" - да, бывает, что повезло! Ну здорово же :) Смотришь и не веришь, что сам написал. Получается, если писать много, то какой-то процент будет хорошего... а может, и гениального. И чем больше пишешь о важном, тем больше текстов помещается в те приличные проценты.

      "Как вообще определить ценность текста, стоит ли им делиться? По каким критериям?" - смотря что вкладывать в делиться. И что вы получаете. Если обратную связь - то все более-менее приличные тексты стоит показывать. Обратная связь может улучшить умения и чуйку. А вот печатать или в журналы отдавать лучше то, что нравится редактору, которому вы верите.

      "Не знаю, вполне ли Вы сознаете сами, какую хорошую книгу Вы дали русскому обществу. Не обижайтесь, пожалуйста, за это моё сомнение в Вашей сознательности насчёт себя. С авторами это часто бывает, то есть, будучи иногда тонкими и верными критиками чужих трудов, они не знают, что думать о себе. Это я говорю про даровитых людей: бездарные скромностью и сомнениями насчёт себя не страдают и почти всегда довольны собой — и это собственное довольство и есть некоторое вознаграждение им за бездарность".

      Иван Гончаров

      Ольга Киев
      3 года

      Лена, спасибо за ответы! Для меня самой разрешением писать то, что есть, стала мысль, что пока мысль не написана, ты носишь её с собой и нового ничего взять не можешь. А отпустив текущую мысль в текст, можешь идти за новыми.

      Леночка
      3 года

      Вчера вычитала у Джулии Кэмерон в "Долгих прогулках":

      Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Я видела, как один мой друг потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше – прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал – и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была. Мы и есть те препятствия, на которые ссылаемся.

      Лиана
      3 года

      Можете написать хотя бы маленький список любимых писателей? Которыми вдохновляетесь и черпаете образы, обороты... Кроме тех, что есть в интервью, конечно)

      Иногда красивые тексты становятся самым большим вдохновением...

      Леночка
      3 года

      Какой замечательный вопрос! Мой любимый :)

      У меня есть список книг, который я присылаю в ответ на вопрос "Что бы почитать художественного": https://bookmate.com/bookshelves/tZ5cQ6Xd

      А если речь именно о конкретных авторах, то мои любимчики:

      Майкл Каннингем

      Дэвид Лодж

      Илья Ильф

      Владимир Набоков

      Герман Гессе

      Брене Браун (нон-фикшн)

      Туве Янссон (взрослые рассказы)

      Франц Кафка (я уже лет пять веду твиттер с его цитатами https://twitter.com/kafka1910)

      Владислав Крапивин

      Артур Конан-Дойль

      Рэй Бредбери

      Хулио Кортасар

      Кир Булычев (рассказы)

      Раймонд Карвер

      Дэниел Киз

      Андрей Битов

      Ричард Бротиган

      ну и, конечно, Клайв Льюис с Хрониками Нарнии.

      Оксана
      3 года

      как же я люблю Крапивина... у нас его мало знают. но если знают, то любят.

      твит с цитатами - это интересно. в моей жизни еще не было такого опыта.

      Леночка
      3 года

      Крапивин - это своего рода лакмусовая бумажка. Если человек ревел над его книгами, с ним никогда не будет всё потеряно :)

      Оксана
      3 года

      Вы могли бы поделиться своим опытом написания в разных соц. сетях? накладывает ли выбор места размещения текста отпечаток лично на Ваши тексты? В чем преимущества и недостатки разных интернет площадок лично для Вас, как для автора?

      Леночка
      3 года

      Оксана, спасибо за вопрос!

      Отвечу так, как мне кажется верным, но если отвечу не совсем на заданный вопрос - прошу перезадать его поточнее, потому что тема ооочень обширная.

      У меня есть проекты на разных социальных площадках: фб, вк, твиттер, тумблр, жж, блоггер.ком, рассылка, инстаграм, букмейт.

      Формат публикаций поэтому разный: в твиттере это текст до 140 символов или картинка (или вместе с картинкой), в тумблре это лонгриды с множеством иллюстраций... В жж можно выбрать, какую часть текста убрать под кат, в вк кат осуществляется программными средствами. И так далее. В каком-то смысле площадка диктует, что можно и что нельзя сделать на ее основе.

      Обычно я ориентируюсь на аудиторию. Что будет проще всего читать на этой площадке? Что интересно читателям и зрителям? Как дать им максимум из того, что у меня есть?

      У некоторых стенделон-проектов есть страницы вк и фб, на которые интересующиеся могут подписаться, чтобы получать новые публикации. После нового поста я иду и ставлю ссылку с соответствующих страничек.

      Ну и - самые интересные публикации с любой площадки я перепощиваю в свои личные фб и вк. На правах автора :)

      Ответила или не ответила? Переформулируйте, если нет :)

      Мария
      3 года

      Ох, как мне знакомо про откладывание на потом текста... В смысле, не умею я этого! :(

      Кажется, что, если отложу и подожду, то после будет очень сложно войти в то самое состояние, в котором писался первоначальный текст. Уйдет тот настрой, те какие-то неуловимые крупинки смысла, по которым я, как ищейка, иду по следу стиха и отображаю его в чернилах.

      Это как, ну, не знаю, снять с себя махровый розовый халат, а потом его уже не найти, или найдешь, а он уже - фланелевый и синий в полоску... Не знаю, путано объясняю :)) ну в общем, вот. Причем, чаще всего я пишу как раз-таки стихи)

      Леночка
      3 года

      Да, вот именно! Напишу по смыслу то же самое, но настроение будет совершенно другое. Спасибо за поддержку :)

      Вера
      3 года

      Лена, меня прям зацепил последний заданный Вам вопрос.

      Стала за собой замечать, что вроде хочу написать от души, свое, а получаются наставления и что-то типа самопиара что ли... мол, я вот такая молодец, умница и все знаю. Потом даже перечитывать не хочется( .

      В какой то момент написания текст от души перетекает в самолюбование. Как Вы с этим боролись? и еще по поводу перечитывания: ну, допустим, перечитываю - не нравится, а дальше что? переписывать с нуля? Расскажите свой опыт)

      Леночка
      3 года

      Рассказала совсем недавно :)

      Вот тут - http://anotherindianwinter.tumblr.com/post/140267372738/beseen

      Леночка
      3 года

      А насчет переписывания много советов в библиотеке:

      http://masterskietexta.livejournal.com/5680.html

      http://masterskietexta.livejournal.com/19257.html

      http://masterskietexta.livejournal.com/3264.html