20 апреля 2016

Будильник для творчества. День 3. Погружаемся в тайну света и тени

Елена Тарутина
Увлечена творчеством в его самых разнообразных и, порой, мало соединимых проявлениях: живопись, дизайнерские объекты, архитектура, фотография, педагогика, авторские украшения, видеоколлажи и прочее. Преподаю в МАрхИ, коуч, мама двоих детей, блогер, генератор идей, иррационал, пытающийся рационализировать свою жизнь.
  • tarutina.ru
  • instagram.com/elena_tarutina
  • Приветствую арт-марафонцев! Вы хорошо поработали на этой неделе, а многие даже основательно испачкались, получив при этом хороший заряд радости! Ну а меня порадовали ваши работы. Их так много и, несмотря на свою разность, все замечательные! Спасибо за ваш энтузиазм и желание творить. Продолжаем погружение.

    Итоги знакомства с углём

    Выполняя последнее задание, многие открыли, что рисование углём — интересный и медитативный процесс, в который мы вовлекаемся целиком.
    В  него включаются руки, тело, тактильные ощущения, звуки, зрительное наблюдение за оставляемым на бумаге следом, — все это вместе запускает механизм погружения в поток игры, экспериментирования, похожий на то, что чувствуют дети, открывая для себя песок, краску, тот же уголь, и огромное количество других удивительных материалов, начиная от зубной пасты и заканчивая грязью из лужи. Для детей это совершенно нормально и естественно, это наполняет их интересом и азартом. К сожалению, почти все взрослые забывают эти механизмы. В луже мы, пожалуй, возиться не будем, но у нас есть уголь!

    В прошлый раз мы размялись и попробовали свои силы — по-разному изобразили углём предметы и нашли свои сюжеты. Я решила посвятить этому материалу еще одно занятие. На этой неделе мы с его помощью будем открывать тайны света и тени.

    Тон и светотень — основа зрительного восприятия мира

    Без светотени мы не могли бы воспринимать этот мир. Если бы не светило солнце, мы ничего не увидели бы из-за темноты. Но и если бы свет был равномерным, одинаково заливающим все со всех сторон, воспринимать мир, лишенный теней, нам было бы тоже непросто.

    Или представьте, что все предметы и окружение имеют одинаковый тон — мы с трудом ориентировались бы в таком пространстве, даже если цвета в нем были разные. Свет и тень — два основных фактора, помогающих понимать, читать и проявлять форму, создавать глубину пространства, вылеплять выразительные объемы. Самое чудесное средство, инструмент самой природы, помогающий нам жить, воспринимать, восхищаться.

    Конечно, есть еще много важного, например, цвет — тоже очень значительное явление. А еще есть фактуры и поверхности, отражения и рефлексы. Но все же тон и светотень, на мой взгляд, первичны, так как закладывают основу восприятия.

    Чтобы научиться их рисовать в нужных местах, необходимо понимание того, как устроена форма, перспектива, как падает свет — и в этот момент у меня появляется соблазн начать вас учить основам, дать базовые навыки и упражнения. Но я себя останавливаю, так как задачи у курса «Будильник» другие — пробудить интерес, отыскать вдохновение, поэкспериментировать, попробовать разное. Для кого-то это будет как раз то, что надо, а кто-то захочет большего. Но это будут уже задачи другого курса, о котором я обязательно подумаю.

    А сейчас нам пока достаточно того, что видят наши глаза, ведь если внимательно всматриваться в предметы и среду, распределение тона и светотени становится понятно.

    Немного поясню: тон — это то, что принадлежит самому предмету (то, насколько он светлый или темный изначально), а светотень — это то, как предмет освещает солнце или другой источник (на свету он расположен или в тени)

    Диапазон использования тона и светотени в рисовании очень велик — это могут быть и нежные, чуть прорисованные нюансы на изящном белом предмете, а может быть и резкий, нарочито-заостренный контраст между областью света и глубокой падающей тенью.

    И то, и другое состояние может быть выразительно и интересно, но чтобы освоить эти средства, не имея серьезных навыков рисования, лучше начать с заострения контраста — усиления тени и облегчения света.

    Это поможет лучше разобраться в натуре и сделает рисунок более внятным. Некоторым такое рисование может показаться слишком мрачным или грубым, но можно посмотреть на ситуацию иначе — именно в таком рисовании мы можем проявить мощь и энергию.

    А еще в нем скрыто волнующее и загадочное состояние тайны, недосказанности, вечного диалога света и тени, которые метафорически «борются» друг с другом, но именно в их взаимодействии и проявляется истинный смысл предметов, которые мы видим перед собой.

    Немного расскажу про примеры, и попробуем нарисовать сами.

    Сюзан Эшварт. Здесь мы видим хорошо проявленный свето-теневой контраст — глубокое поглощающее пятно тени, и прямоугольник света, в котором стоит залитый солнцем букет. В тени мы не видим ничего, кроме черноты, но именно это и позволяет максимально выделить основного героя — стакан с цветами. Почти абстрактная картина, очень эскизная проработка деталей. Но насколько мощно проявлено состояние.

    Бенжамин Федоски. Так же свето-теневой контраст, но освещение мягкое, рассеянное, без резких границ теней. Очень атмосферная работа.

    На этом фото и рисунке я зафиксировала тональный контраст черной и белой материй — мощных северных домов и снега.

    Делаем контрастную копию

    Это картина итальянского художника Джорджио де Кирико, для которого контраст был одним из основных приемов работы. Его картины метафизичны и таинственны, активная светотень максимально усиливает это ощущение. На этой работе — тень в виде сломанной диагонали, причем в свет отлетают теневые кусочки, а в тень — световые.

    Попробуем нарисовать обобщенную копию. Начинаем с того, что слегка «пачкаем» лист углём в местах расположения тени — чтобы почувствовать лист наощупь, войти с ним в контакт  и смелее проводить линии. Слегка заштриховываем и растираем, пятно можно корректировать — стирать, добавлять:

    Дальше намечаем основные линии, не обращая внимания на мелкие детали. Их тоже можно легко передвигать и стирать, и пусть их следы немного просвечивают — это даже красиво. Кстати, перспектива у Кирико неправильная, поскольку он слегка сюрреалист. А мы просто разбиваем лист на основные крупные членения и намечаем направления. Вспоминайте разминки с линиями из прошлого урока — здесь особенно подойдут «взлетающие» прямые. Но можно делать и так, как получается. Добавляем тон.

    Вот кусочек видео с этой стадии:

    Усиливаем тон, намечаем арки и фургончик. Никакого построения в арках я не делаю, кладу тон крупными пятнами. Да, и совершенно не обязательно делать идеально, как под копирку — такой цели нет, главное — передать основные пропорции и композиционную идею.

    Дальше можно добавить мелочи (это не обязательно, хотя условный силуэт девочки и тень вдалеке создают дополнительную драматургию) и еще раз усилить темные места.

    А дальше берем другой лист и рисуем на нем тональную формулу этой картины, доводя тень и свет почти до абстрактной композиции. Это и само по себе выглядит выразительно, и помогает нам начать лучше видеть светотеневые темы вокруг.

    И традиционно, после этого будет «работа в поле» — вы сами ищите выразительные светотеневые или тональные сюжеты (благо, солнца уже много) и рисуете две версии одного и того же — просто проявляя контраст, и потом — доводя его до формулы.
    Ищите те сюжеты, где свет и тень являются главными персонажами, убирайте лишние детали, оставляя самое главное.

    Вам в помощь еще один пример, где был использован похожий прием — мой рисунок северного дома из ролика. Вначале — узнаваемый рисунок с активной светотенью, затем доведение до формулы, и следом — почти абстрактная композиция «по мотивам», сделанная в технике коллажа.

    Другие примеры работы со светотеневыми контрастами можно посмотреть здесь:
    http://tarutina.ru/2016/04/19/rabotaem-so-svetotenevyimi-kontrastami/

    Кстати, хороший совет от участников арт-марафона — можно повесить все свои работы по курсу на свободную стену, и иметь все на виду. Очень заряжает и настраивает на действия и поиск новых сюжетов. Попробуйте!

    Организационная информация
    Для тех, кто хочет присоединиться уже в процессе — начинайте с первых заданий, хотя бы просто со знакомства с ними.
    Работы курса собраны в Instagram  под тегом #будильникдлятворчества, там можно посмотреть сразу всех участников и работы по заданиям.

    Желаю всем творческих успехов!

    Саморазвитие#рисование#Творчество

    Интересные комментарии

      Алла
      1 год

      Здравствуйте, Елена! Проба копии. Вижу, что кривовато, и вагончик настойчиво лезет на 1 план. Но такое задание первый раз выполняю :)

      Алла
      1 год

      Проба формулы

      Елена Тарутина
      1 год

      Алла, Вы, как обычно, в первых рядах - это здорово))

      По-моему, все хорошо) Тем более, если впервые)) Нашли уже свои сюжеты контрастные?

      Алла
      1 год

      Мне хочется сделать черно-белый постер из своей фотки и, если успею, что-то подобное Вашим цветам на окне с занавеской. Это могу без вспомогательной фотки нарисовать :)

      Мария
      1 год

      Ох и подвижный же этот уголь! То кусает за пальцы, то норовит сбежать... Нужна тренировка и дрессировка ))

      Елена Тарутина
      1 год

      Мария, да, к углю нужно немного привыкнуть - но постепенно приручите его) Так что все нормально)

      Мария
      1 год

      Продолжение следует

      Формировская Татьяна
      1 год

      1

      Формировская Татьяна
      1 год

      2

      Елена, добрый день!

      Задание - понравилось; и сегодня я купила уголь потолще, потаинственней (Вы назвали работу Джорджио дэ Кирико таинственной из-за густого контраста.. и это определение, слово, наверное, вело мои ладони и пальцы с углем вслед за автором!)

      Еще мне понравилась литературная ( как бы) подоснова задания -- постичь а потом запечатлеть формулой!

      Волнует, красиво и спасибо!

      Елена Тарутина
      1 год

      Татьяна, замечательно! Уголь передал таинственность работам))) И рада что понравилось) Следующий шаг - искать вокруг свои контрасты, тональные или световые.

      Татьянв
      1 год

      Светотень отдельно сразу определила перспективу зданий на картине. Это след рисунок. Оч полезно, хоть и требовало осмысления. Спасибо!

      Елена Тарутина
      1 год

      Татьяна, хороший рисунок)) Вам спасибо))

      Татьяна
      1 год

      Хожу теперь- вычисляю светонень везде))

      Елена Тарутина
      1 год

      Да, искать и видеть вокруг светотень очень увлекательное занятие)) Сразу куча сюжетов прибавляется;))

      Anastasia
      1 год

      Ужасно в этот раз было трудно, никакой медитации, шахтерский труд какой-то. Битва с прямыми линиями, перспективой, масштабами... Еще и телефон плохо снял :( Но в целом все равно мне нравится с углем возиться. Попробую что-то свое сделать еще.

      Елена Тарутина
      1 год

      Anastasia, зато прекрасно получилось)) Да, тут иногда приходится приложить усилия, но потом они окупаются)

      Жду своих сюжетов, успехов Вам!

      Можно выбрать что-то попроще, без такой активной перспективы например;)

      Anastasia
      1 год

      ... и это тоже.

      Нана
      1 год

      Обобщённая копия, тональная формула работы Джорджио де Кирико.

      Елена Тарутина
      1 год

      Нана, замечательно)) Нашли уже свои сюжеты?

      Нана
      1 год

      1

      Елена Тарутина
      1 год

      Кстати, сюжет чем-то похож на Ваш рисунок с улицей;)

      Нана
      1 год

      2

      Мари
      1 год

      Задание определенно полезное, но буду честной прежде всего с собой - как-то не отозвалось :) Что копия, что своя картинка - везде преобладают прямые линии и геометрия, а это мне не сильно созвучно.

      Елена Тарутина
      1 год

      Мари, спасибо) Своя картинка особенно хорошо получилась - такая атмосферная.. Отлично!

      Если не близка четкая геометрия - свето-тень можно поискать в мягких природных формах. Попробуйте))

      Мари
      1 год

      Можно, конечно, было выбрать для своей работы что-то другое, но увы, сама игра света и тени в целом не сильно вдохновляет, потому пришлось себя попинать и всё же что-то да найти.

      С любопытством жду работ остальных соучастников! :)

      Татьяна
      1 год

      Тон и светотень это здрово, а перспективе никто не учил и это вылезает. Без азов никак.

      Елена Тарутина
      1 год

      Татьяна, здорово) Очень советую посмотреть фотографии Родченко, лестницы тоже есть кстати;)

      А перспектива - при необходимости это быстро можно освоить, сейчас другая задача у нас;)

      Татьяна
      1 год

      Формула.

      Мария
      1 год

      Вдохновило фото, такая геометрия!

      Елена Тарутина
      1 год

      Мария, хорошо получились рисунки;) Что-то космическое проступает)))

      Мария
      1 год

      Ну и получившаяся формула

      Алла
      1 год

      Просто жесть, что я сделала со своей аватаркой. Вот она исходная у меня вконтактике. Это селфи, светлое, думаю, не очень подходящее для угля. Захотелось поэкспериментировать в поисках интересных эффектов

      Алла
      1 год

      Не сильно похожий автопортрет на ее основе

      Алла
      1 год

      формула

      Елена Тарутина
      1 год

      Алла, крутой эксперимент с аватаркой получился;)))) Конечно портрет не совсем подходит для этого упражнения из-за своей сложности - тут нужно уже мастерски рисовать, чтобы передать его в свето-тени точно. Но тем не менее, в первых картинках вполне хорошо получилась - хоть и не совсем похоже на фото, но какой-то внутренний образ удалось почувствовать, особенно на первой. Он даже что-то добавляет к самой фотографии, сущностное..

      Темная серия наверное слишком тёмной получилась, надо было само фото не просто утемнять, а сделать контрастнее, то есть свет тоже светлее. Тогда было бы не так мрачно;)) Но первая из них все равно очень интересная по прикосновениям и технике, ощущение, что прям уверенной рукой делали, здорово!

      Вообще, когда есть серийность, это всегда мощно выглядит и удается здорово прибавить в рисовании. Алла, здорово, и очень передаётся Ваш энтузиазм! Спасибо)

      Если есть ещё время и желание, можно попробовать теперь с предметами.

      Алла
      1 год

      Дальше я эту фотку сделала потемнее, думала, выйдет что-то интересное. Но у каждого человека есть Тень, по Юнгу, и я с ней познакомилась )

      Алла
      1 год

      автопортрет тени

      Алла
      1 год

      Жуткая женщина-формула )))))

      Алла
      1 год

      Третий подход к аве, поконтрастнее.

      Алла
      1 год

      Рисунок. глаза слишком большие, но что-то есть от меня

      Алла
      1 год

      Не очень довольна результатом. Но что-то промелькнуло от меня.

      Татьяна
      1 год

      Все - прошел процесс выдачи саккумулерованного - только успевай рисовать))

      Елена Тарутина
      1 год

      Татьяна, очень рада за Ваш процесс))) И работы хорошие - воздушные и световые)) И видимо, будет продолжение;)

      Татьяна
      1 год

      Светотеневая формула.

      Юлия
      1 год

      Почему-то решила,что будет легко...Оказалось ужасно тяжело)))особенно трудно далась перспектива.И невнимательность дает о себе знать))Но все равно от процесса получаю огромное удовольствие!!!)

      Елена Тарутина
      1 год

      Юлия, получилось очень неплохо)) Постепенно навыки придут! Главное, что доставляет удовольствие;)

      Нана
      1 год

      Вариант 2 обобщённая копия ч/б фоторгафии

      Елена Тарутина
      1 год

      Нана, здорово) На формуле можно было бы еще вертикали волос проявить, чтоб девушка не растворялась совсем)

      Нана
      1 год

      Тональная формала варианта 2

      Нана
      1 год

      Ой, формУла

      Мария
      1 год

      Было интересно. Раз Кирико "чуть-чуть сюрреалист", решила, что с перспективой можно вести себя "по-дружески" и не загружаться правильностью. Поэтому вроде все мило и кривовато. Уголь очень мягкий (и бумага шероховатая), поэтому трудно было передавать тона, т.к. общая масса норовила размазаться в серое без контрастов. Ну частично это поборола.

      Елена Тарутина
      1 год

      Да, у него перспектива неправильная)) Видимо это специальный прием для усиления странного состояния тайны. Вполне справились и побороли;)

      Мария
      1 год

      И формула. Да, теперь ищу - высматриваю - свой сюжет. Контрасты люблю, доделаю до следующего задания:)

      Елена Тарутина
      1 год

      Ага, жду сюжетов;)

      София
      1 год

      Спасибо, Елена, за такие интересные задания. Свой сюжет пока еще не сделала, но в ближайшие дни обещаю.

      Пока я рисую, ко мне присоединяются мои маленькие дочки и с удовольствием рисуют свои картины. Как оказалось, уголь очень " детский" инструмент.

      Елена Тарутина
      1 год

      София, Вам спасибо) Хорошие работы.

      Да, дети уголь вообще очень любят))

      Алла
      1 год

      Елена, большое спасибо за колоссальный рвзбор аватарной серии! Действительно, я почувствовала, что чему-то научилась как бы изнутри.

      Фикусы и столетник за занавеской.

      Алла
      1 год

      формула

      Алла
      1 год

      рАзбор, сорри! для формулы отодвинула занавеску.

      Елена Тарутина
      1 год

      О! Хорошие)) Алла, Вы невероятно продуктивны;) Рада за Вас!

      Ольга Щ
      1 год

      Не знаю получилось ли

      Ольга Щ
      1 год

      Видно?

      Ольга Щ
      1 год

      Вот, наконец-то. Это было здорово! Не знаю какое это имеет отношение к Кирико, но ощущение погружения в чужой мир, мышление очень необычно.

      Елена Тарутина
      1 год

      Ольга, все видно, и все по делу) с копией все в порядке;) И вдохновляющий сюжет интересный, очень любопытно, как его нарисуете;)

      Ольга Щ
      1 год

      Это источник вдохновения для своего рисунка

      Ольга Щ
      1 год

      Вот это имела ввиду

      Ольга Щ
      1 год

      Свето-теневая формула. Для меня было интересна формула направлений. Пыталась это все связать. Спасибо. Задания классные, никогда так не рисовала.

      Ольга Щ
      1 год

      Опять у меня проблемы Схема здесь, надеюсь.

      Татьяна
      1 год

      Мне интересно как источник света меняет тон. Солнечный свет справа - там самое светлое и плавно налево к самому темному. Огромное спасибо - я бы долго не решилась рисовать такие сюжеты, если бы не это задание. Все думала не готова к такооому сложному. Счастье есть))

      Елена Тарутина
      1 год

      Татьян, здорово! Не надо долго думать - надо прыгать и плыть;) что Вы и делаете;))

      Татьяна
      1 год

      Формула светотени.

      Елена Тарутина
      1 год

      Если вдруг будете ещё продолжать по этому заданию, поищите ещё сюжеты, где активно проявлена тень - чтобы соотношение черного и белого на листе было 50 на 50, или 40 на 60. То есть не графика на белом фоне, а активное взаимодействие тени со светом. Хотя вспомнила, что в лестнице у Вас так и было примерно))

      Anastasia
      1 год

      Искала я русскую зиму черно-белую, которая мне так у Елены понравилась, увы, не нашла. Нашла вот эти яблоки солнечные :) Чем дальше пачкаюсь углем, тем больше мне все это нравится :)))

      Anastasia
      1 год

      То, что получилось.

      Елена Тарутина
      1 год

      Ох, хороши яблочки! Видите, как здорово работает, когда много тёмного фона и один световой акцент? А в них ещё тонкости, и ритм горизонтальных теней слева.. Мне даже рисунок больше нравится, чем фото, живее он.

      Anastasia
      1 год

      С формулой не совсем понятно было. Елена, это правильно или все тени на яблоках с рефлексами тоже надо было черным? Попробую завтра еще что-нибудь, очень-очень нравится :)

      Елена Тарутина
      1 год

      Формула- она только черный и белый, вообще без полутонов. Но и так тоже неплохо получилось) Очень выразительная и благодатная натура)

      Anastasia
      1 год

      Елена, так вот у меня и стоит вопрос: полутона куда относить - к черному? Т.е. яблоки на формуле должны были быть черно-белые или все-таки белые?

      Елена Тарутина
      1 год

      Полутона на яблоках это не совсем полутона, а собственная тень, просто выглядит чуть светлее у Вас, но ее делаем черным на формуле.

      Евгения
      1 год

      Рисовала именно пятнами света и тени, наверное нужно было немного сначала построить здания ... Получилось не совсем так, как хотелось бы )) Зато сын поучаствовал и тоже сделал свою копию одного из зданий углем, вместе интереснее!

      Еще очень интересно, что у кого-то девочка на картинке получилась совсем маленькая, у кого-то большая, наверняка в психологии есть какое-то объяснение этому.

      Елена Тарутина
      1 год

      Евгения, все хорошо получилось! А участие сына - вообще замечательное;)

      Дети кстати, воспринимают главное, поэтому перспективу не замечают, как пережиток прошлого))))) У моих точно так же)

      Евгения
      1 год

      А это проба пера с контрастами, пока без формулы

      Евгения
      1 год

      Теперь все вместе:исходное фото, формула и рисунок. Теперь сразу видно, что пропорции напутала ))) но зато проучилось изобразить стекло, я думала, что это очень сложно . Оказывается, если отключить мозг и изображать пятна, а не пытаться нарисовать стекло, получается ! Спасибо, очень интересно! :)

      Елена Тарутина
      1 год

      Прекрасная собственная версия) Здорово!

      Иринна
      1 год

      Всё интереснее и интереснее.

      Иринна
      1 год

      Упражнение - тональная формула.

      Иринна
      1 год

      "Работа в поле".

      Елена Тарутина
      1 год

      Ирина, хороши и копии, и обе свои картинки))

      Иринна
      1 год

      "Работа в поле" - тональная формула. Трудности возникли, чтобы вычленить эту формулу. Мне показалось, что я не совсем правильно поняла.

      Елена Тарутина
      1 год

      Да нет, вроде все правильно поняли. Первая картинка - почти как видим, чуть заостряя только; а формула - это уже переведение в полностью черно-белое изображение, без полутонов.

      Иринна
      1 год

      для предыдущей записи.

      Ольга
      1 год

      Страшно до сих пор браться даже, преодолеваю себя.

      Елена Тарутина
      1 год

      Ольга, не бойтесь! У Вас хорошо получается)))

      Поищите теперь свои контрастные сюжеты!

      Ольга
      1 год

      Черное и белое

      Юлия
      1 год

      Уголь-это магия!Он творит чудеса даже с "безнадежным случаем"))

      Елена Тарутина
      1 год

      Юлия, здорово, что так много всего попробовали! Хорошие работы!

      Уголь и правда замечательный, но на себя Вы наговариваете;)

      Наталья
      1 год

      Очень тяжело далось. Рука вообще не слушается -это раз. Во-вторых, если с той частью, которая темная, где вагончик - более менее понятно, то вторая часть, с множеством удаляющихся арок - это вообще за гранью, так и не смогла ухватить. Вообще, смешно то, что я переживала, что у меня девочка не получится)))) А все остальное казалось несложным. В итоге - все наоборот)))

      Да, мне тоже не отозвалось, не моя картина. Но для урока - самое то. Решила до среды пока время есть, поискать что-то , что откликнется и попробовать еще раз.

      Елена, очередное спасибо - открываете новые грани, и мне безумно нравится подход - без скучной теории, больше про вдохновение и поиски. Это моя история, рисование для меня пока лишь как инструмент поиска, что ли.. Хотя, признаюсь - захватывает процесс. Я теперь тоже везде ищу свето-тени, фактуры, красивые образы. Это прекрасно, это такой шаг к осознанной жизни - не пропускать ничего мимо)))

      Елена Тарутина
      1 год

      Наталья, не переживайте, - какие-то вещи без подготовки действительно сложно делать. Но пробовать все равно нужно)

      Но главное - это ведь совсем не технологии и умения (при желании и регулярной практике можно все освоить) - главное это видение, чувствование, поиск состояний.. Иначе все будет механическим перерисовыванием, хоть и правильным.

      А свой сюжет будет?;)

      Наталия
      1 год

      Трудно далось это задание, может от того, что всегда были сложности с геометрией...и получилось не совсем конечно( Сегодня уже вторник, но я все же попытаюсь найти сюжет)

      Наталия
      1 год

      ой, вот ссылка

      Елена Тарутина
      1 год

      Наталия, все хорошо! Жду продолжения со своей темой)

      София
      1 год

      Вот самостоятельное задание. Нарисовать свет через листья очень сложно. Особенно в цвете. А вот углем оказалось проще.

      София
      1 год

      Вот сам рисунок, в полутонах.

      Елена Тарутина
      1 год

      София, отлично)) Хорошо, что все стадии есть, и еще - что в рисунке с полутонами есть контрастный акцент в середине, отличный от более мягкого периметра. Здорово!

      Марина Дьяченко
      1 год

      Вот вся прошлая неделя не удалась в части солнечных дней... но сегодня я его поймала. однако, солнце прямо в окно, поэтому свето-теневой интриги не очень много, зато много тонов

      Марина Дьяченко
      1 год

      со ссылками тоже дружбы нет...

      Елена Тарутина
      1 год

      Марина, здорово) И в контраст хорошо перевелось.

      Татьяна
      1 год

      Елена, я честно беру контрастный сюжет! Оказывается я все раскладываю на множество оттенков) делаю мягче и солнечней.

      Елена Тарутина
      1 год

      Татьяна)) Да, они у Вас более наполненные солнцем получаются)

      Но контраст даёт интригу и драматургию, внутренний диалог.

      Татьяна
      1 год

      Светотеневая формула. Очень контрастно. Так ближе к оригиналу.

      Кристина
      1 год

      я как всегда в самый последний момент)). Фотографировала вечером, поэтому на рисунках еще и тень от руки)). Прям игра светотени. Довольно тяжело мне было выполнять это задание, вспомнить перспективу, да и с прямыми линиями всегда было туго.

      Кристина
      1 год

      вот сам рисунок, тоже с тенью

      Кристина
      1 год

      сюжет - зима с грязью и снегом

      Елена Тарутина
      1 год

      Кристина, здорово) первые, и свое - контрастная зима)

      Можно было бы еще по ней формульно сделать, без переходов.

      Мария
      1 год

      Выкладываю получившееся. Мой технический коллапс усугубился. Мой телефон в ремонте Фотографировать приходится телефоном сына, качество страдает...обрезалась высота рисунка... Если говорить про работу - не так просто по сравнению с предыдущим заданием. Пришлось попотеть. Поймала себя на том, что когда работа оказалась труднее, чем представлялось, проявились первые неудачи, возникло раздражение, хотелось все бросить. На некоторое время оставила рисунок, доделала позже. До вольного рисунка не добралась, времени не хватило. Не захотелось рисовать рисунок-формулу свет-тень. Не совсем понимаю смысл и не вдохновляется..

      Елена Тарутина
      1 год

      Мария, да, сложности случаются)) Это вполне нормально, когда что-то осваиваешь. Так же как и то, что не все отзывается - поищите то, что вдохновляет, какой-то свой светотеневой сюжет. Можно же и параллельно со следующим заданием доделывать, если успеете. Все получится!

      Вероника
      1 год

      Работа на теневую формулу.

      Не поняла это задание... для чего нужно рисовать так контрастно, если мы уже "провели работу" по светотени? или ее надо рисовать "до" основного рисунка?

      Елена Тарутина
      1 год

      Нет, после - чтобы увидеть свет и тень заостренной формулой, так как просто в светотеневом рисунке все равно бывает, что не до конца проявляется. И чтобы потом четче видеть эту тему в реальности, которая часто бывает невнятной по освещению.

      Вероника
      1 год

      Эта работа далась мне тяжелее ) много геометрии, построения, прямых линий... в какой-то момент начала страдать от собственной кривизны. Уговорила себя, что я учусь, и нечего страдать от несовершенства )))

      на собственную работу времени не хватило, отработаю завтра )))

      спасибо за задание ))) оно было прекрасно!!!

      Елена Тарутина
      1 год

      На здоровье))) Спасибо!)

      Радуга
      1 год

      Вот это задание! Мне было сложно, прямо урок черчения с элементами рисования))) Чуть было не сдалась, но заставила себя поверить в свои возможности и рискнула. Не стремилась копировать мастера, а как рекомендовала Елена, работала с тенью, светотенью. Получила удовольствие и ломку мозгов одновременно))) Спасибо за задание!

      Радуга
      1 год

      Работа.

      Елена Тарутина
      1 год

      Вам спасибо))) Здорово, что не сдались - получилось хорошо!!)

      Радуга
      1 год

      Сам рисунок

      Василина
      1 год

      а как нарисовать дождь?) побрызгать на рисунок из пульверизатора.

      Елена Тарутина
      1 год

      О, новые технологии!!)))

      Ольга Щ
      1 год

      Свое окно. Сложно! А окно было печальное- на Баренцевом море в заброшенном научном поселке. Сложно: и стекло , и контраст и мох для тепла, но очень интересно

      Елена Тарутина
      1 год

      Ольга, сюжет непростой для рисования - но Вы отлично справились!!!

      В первом есть тайна, а второй хорош контрастными ритмами.

      Ксения
      1 год

      Мой внутренний чистоплюй чуть не рехнулся от количества угольной пыли на моих рукавах и столе:))

      Елена Тарутина
      1 год

      Ксения, о, да)) Чистоплюй он такой))))) У меня тоже он иногда начинает громко вопить))) Можно все пленкой застелить, чтоб его порадовать;)

      Ксения
      1 год

      Тональная формула.

      Елена Тарутина
      1 год

      А картинки хорошие)) Свой сделаете сюжет?

      Ольга Щ
      1 год

      Так интересно! А ещё это можно сделать черно-белым коллажем, но пойду рисовать ракушки

      Елена Тарутина
      1 год

      И - да, я бы обязательно сделала коллажем из черной бумаги! После ракушек:))))

      Светлана
      1 год

      На этой неделе опаздыааю с заданием! Тем не менее, рисунок готов. Мне еще с первого задания очень понравилась эта картина Джорджио де Кирико, уж очень она атмосферная, поэтому рисовала с большим удовольствием! Спасибо за задание, за мной еще рисунок на свободную тему)

      Елена Тарутина
      1 год

      Светлана, ничего страшного! В своем ритме тоже хорошо))

      А атмосферности Вы этой работе еще больше придали, такая связно-жемчужная получилась, здорово!!

      Светлана
      1 год

      Каки обещала, картинка на свободную тему. Еще раз убедилась, что уголь очень классный материал, очень душевный, и рисунки углем тоже получаются душевными и проникновенными!

      Елена Тарутина
      1 год

      Здорово!

      Наталья
      1 год

      Я еще порисовала по теме урока. И даже снова написала в ЖЖ))). И снова, Елена, спасибо))) Так мне все это нравится!) Внутренний критик надрывается, но я все равно буду продолжать)

      http://nata-slavina.livejournal.com/7673.html

      Елена Тарутина
      1 год

      Наталья, спасибо за пост, прочитала!! И знаете, подруга права - рисунок этот правда хорош. И дело тут не в построении, которое, может и не совсем "правильное", но это не важно. Главное - удалось атмосферу передать, "дух" что называется. Контраст и разведение по планам это усилили. И еще - есть намек на смысловой слой, который действует на восприятие. И очень сильно действует надо сказать! Так что выгоняйте тараканов в сад, и продолжайте!!!

      Мария
      1 год

      Вот еще из разряда "лучше поздно, чем никогда" - свой сюжет

      Мария
      1 год

      А вот и формула. Теперь буду делать след.задание:)

      Елена Тарутина
      1 год

      Мария, отличные окна! Здорово, что все-таки доделываете, неважно, что поздно))

      Наталья
      1 год

      Здравствуйте Елена, я опоздала, но сегодня я вас догнала. Только формулу от моего леса не сделала

      Евгения
      1 год

      Второе задание получилось с большим опозданием, потому что не давалась мне эта копия... Но, вот и она

      Евгения
      1 год

      И формула

      Евгения
      1 год

      И моя вторая часть задания

      Евгения
      1 год

      Формула

      Елена Тарутина
      1 год

      Евгения, хорошо получилось!!

      Вероника
      1 год

      Работа давно нарисована, но не могла выложить. Вот, отчитываюсь )))