21 ноября 2017

Жить, не заботясь о завтрашнем дне, или Как раскрасить свою эмоциональную палитру

7847 просмотров

Марина Лысяная
Дизайнер, скульптор, живописец. Автор блога https://gretthen.com.
  • gretthen.com
  • Мы часто видим истории успеха людей, которым всё в жизни удалось. У них много денег, их любят ближние и дальние, они успели напутешествоваться и уже даже не акцентируют на этом внимание. Они обеспечили безбедную старость себе и хорошее образование детям, и теперь могут наслаждаться жизнью, пописывая свои романы, сидя в любимом кресле в уютном домике у воды под сенью сосен, раз в год выбираясь в свет, к поклонникам, как говорится, «на красную дорожку».

    Еще больше, и не понаслышке, а из собственного окружения, мы знаем людей умных, талантливых и трудолюбивых, которые так и не смогли добиться успеха: может быть не хватило бизнес-сметки, смелости и уверенности в себе, а может быть они просто поняли, что их любимое дело не актуально на сегодняшний день, но бросить его не захотели. Поэтому, по части финансов они, как говорится «сосут лапу», а круг друзей и поклонников у них значительно меньше, чем у знаменитостей. Почему не захотели бросать? Потому, что любят, потому что нашли в этом занятии умиротворение, потому что оно даёт им чувство нужности и причастности к чему-то большому. Правда, деньги в этом не участвуют, но жизнь быстротечна, а в сутках всего лишь 24 часа и так не хочется тратить их на заработки в неинтересной, хотя и востребованной рынком сфере. Таких принято считать неудачниками, хлопать по плечу и говорить: «У тебя всё ещё впереди!»

    Биографии знаменитостей читаешь как рецепты достижения успеха: вставать в пять утра, планировать день, формировать окружение, инвестировать в будущее. Всё это хорошо, когда человек изобретает средство от рака или пишет книгу о том, как управлять финансами. Хорошо, когда любимое дело совпадает с интересами большинства. Но что делать, если человек пишет музыку? Причём, музыку не к фильмам, а симфоническую. И ему нравится не Ханс Циммер, а Сергей Рахманинов? Родственники волнуются, что это ни к чему не приведёт, играть такое негде и некому. Друзья пытаются приободрить, говоря: «У меня всё так же плохо, как и у тебя, а у других ещё хуже, так что ты не один. Держись!»

    Масла в огонь подливает общественное мнение, которое диктует образ так называемого «достойного уровня жизни». Наша эмоциональная палитра зависит от возможности позволить или не позволить себе: поездку на такси или на метро, купить сыр с плесенью или обычный, записаться в пафосный фитнес-клуб или в обычную качалку. Реклама вещает со всех сторон: «Ты этого заслуживаешь!». Уровень материального достатка определяет нашу самооценку и ощущение себя в социуме. В результате, между нелюбимой, но хорошо оплачиваемой работой и неоплачиваемым, но любимым делом, мы выбираем работу, которая позволяет нам держаться на плаву, и потихоньку ропщем на несправедливость миропорядка.

    Соломинкой, преломившей спину верблюду, стала формула: если у тебя есть достойный уровень жизни, то твоя живопись (скульптура, музыка, писательство) – это талант, а если у тебя его нет, то она же – инфантилизм, ты не заслужил заниматься любимым делом. Сначала заработай себе на такую роскошь!

    С этим категорически не хотелось соглашаться. Система ценностей дала трещину. Выбирать между призванием и достоинством? Это же дикость! И вот когда я уже дошла до ручки в спорах с собой, единственным спасением от разочарования в жизни стало осознание того, что финансовый уровень и человеческое достоинство никак не связаны.

    Очень важно понять это, чтобы стать хозяином денег (еды, одежды, удовольствий), а не их рабом. Такая свобода не гарантирует вам быстрый приток средств, здесь нет никакой мистики. Но это избавит вас от истерики и даст возможность построить стратегию. Отождествление своего человеческого достоинства с финансами — это своего рода алкоголизм со всеми вытекающими из него ломками, срывами и запоями. Избавиться от этого можно только вручную — рассуждением и убеждением себя. Вот такая духовная практика. Фразы «Побаловать себя», «Да сколько той жизни?», «Надо любить себя (применительно к покупке)» — это всё ласточки алкоголизма.

    Я не призываю отказаться от денег насовсем, но говорят ведь, что в жизни нужно попробовать всё. Что если попробовать пожить так? Это совсем не скучно. Это очистит вашу эмоциональную палитру, добавит в неё новых красок.

    Когда до меня это дошло, я работала ведущим дизайнером в веб-студии. Самым большим недостатком в деятельности фирмы, на мой взгляд, была многоуровневая субординация. Вначале дизайн утверждал менеджер проекта, потом директор и только потом заказчик. Задать вопрос заказчику дизайнер мог только через менеджера. Такая ситуация часто превращалась в «испорченный телефон» и приводила к конфликтам, решить которые было возможно только при личной встрече заказчика и дизайнера. Меня часто приглашали на такие встречи, и со временем за мной закрепилась репутация «антикризис-менеджера». Следующей ступенькой в карьере стала должность арт-директора. Я принимала участие в деловых встречах, разрешала конфликты с заказчиками, утверждала работу других дизайнеров. Это была ответственная работа, которая имела свои преимущества, но всё равно она не приносила мне  удовлетворения.

    Я приняла решение уйти на фриланс. По итогам года работы на фирме (а на моём счету их было много), директор успевал купить себе машину, а мне повышали зарплату, едва покрывая тем самым рост инфляции — это во-первых.  Во-вторых, мне надоело всё время куда-то бежать и быть вечно кому-то что-то должной: быть хорошей дочерью, хорошей матерью, хорошим дизайнером, хорошим дипломатом, хорошей хозяйкой. Все вышеперечисленные ожидания не вписывались ни в какой временной континуум, а самое главное, не было никакой мотивации всё это выполнять, только вынужденная привычка. А так хотелось проснуться утром, почувствовать запах сирени, выпить чаю, одеться, проверить почту, ответить на письма, самой определить для себя план работы. А вечером пойти не в супермаркет, чтобы потом стать к плите, а в театр, послушать оперу.

    Это был чистой воды дауншифтинг. Однако результаты моих расчётов были весьма обнадёживающими: я поняла, что и директор, и менеджер, обеспечивающие мне стабильную работу и зарплату, — не более чем балласт, что «плюшки» в виде кофе с печеньками и свободный график — просто замануха, дома и то, и другое есть по умолчанию. А ещё перейдя на фриланс, мне никогда больше не придётся отпрашиваться с работы, принимать виноватый вид если у меня заболел ребёнок, планировать отпуск на несчастные 24 дня раз в год, выбирать между деньгами и свободным временем. Надо только переступить через страх «не найти заказ».

    У меня всё получилось. Работа наладилась. Свободного времени стало несоизмеримо больше. Доходы выросли. Воплотилась моя давнишняя мечта отдыхать четыре раза в год и сделать, в конце концов, ремонт. Отпуска я посвящала творчеству, выходные — ребёнку. Первые три года такой жизни были по-настоящему благодатными. Я отдавала себе отчёт в том, что счастлива прямо сейчас. При тех же исходных данных это была уже совсем другая эмоциональная палитра.

    Не подтвердились только страхи:) Во-первых, для поиска работы у дизайнеров есть множество бирж, которые можно легко найти по таким поисковым запросам как: «фриланс», «фрилансеру», «работа для филансера». Импровизируйте. Не найдёт только тот, кто не попробует. Во-вторых, кроме портфолио важно общение. Быть партнёром, а не просителем. Эту позицию нужно выработать в себе и включать уже на этапе знакомства. Человеку, впервые работающему с удалённым исполнителем, всегда легче довериться авторитетному лицу, чем попрошайке.

    За время своей дизайнерской карьеры я поняла, что пресловутая субординация — не столько «уважение», сколько «послушание». Эти два понятия вообще редко пересекаются. Послушание несовместимо с творчеством, оно зашоривает, подчиняя мою волю воле заказчика и ограничивает поступление новых идей, а ему нужны именно мои идеи. Такая позиция естественным путём избавляет от синдрома самозванца.

    Мысль «Кто я такой, чтобы…» забывает к вам дорогу, палитра снова меняется, открываются новые горизонты и старые башмаки начинают давить.

    Я давно мечтала попробовать себя в скульптуре. Теперь я могла этим заниматься, не чувствуя вины за бесцельно потраченное время. Через несколько лет у меня было небольшое скульптурное портфолио, и я решила, что пора.

    Я отправила на международный конкурс в Италии свою первую скульптуру. Она заняла 1 место. На следующий год я отправила ещё две работы, они заняли 1 и 3 места. Счастью не было предела, но я всё же относилась к своему успеху как к удаче. Я смотрела на работы конкурсантов в Италии и думала, что жюри просто соскучилось по качественному реализму в море абстракции, не требующей специального образования. Со страхом и трепетом я отправила работу на украинский фестиваль, где есть школа и всё ещё приветствуется мастерство, и она заняла два первых места.

    Скульптура "Безумная Грета", победитель международного скульптурного конкурса в Венеции 2014 г. Подробнее о работе тут.
    Скульптура "Луч солнца". Победитель международного конкурса в Риме, 2015 г. Подробнее о работе тут.

    Моё творчество из бесполезного хобби превратилось в повод для ликования и гордости. Этого не случилось бы, если бы я не рискнула карьерой, доходом и положением, не осмелилась жить «сегодняшним днем». 

    Мир, социум, экономика предъявляют нам требования, удобные для поддержания системы, которую мы питаем подобно биомассе матрицы. Нужно уметь обнулить настройки и спросить у себя, чего хочешь ты сам? Деньги необходимы, но счастье не в них, они лишь средство. Ваши приоритеты зависят только от вас.

    Саморазвитие#деньги#призвание#Приоритеты#Творчество#Успех#фриланс