25 мая 2016

Будильник для творчества. День 8. Жемчужная живопись и поэзия Моранди

10018 просмотров

Елена Тарутина
Увлечена творчеством в его самых разнообразных и, порой, мало соединимых проявлениях: живопись, дизайнерские объекты, архитектура, фотография, педагогика, авторские украшения, видеоколлажи и прочее. Преподаю в МАрхИ, коуч, мама двоих детей, блогер, генератор идей, иррационал, пытающийся рационализировать свою жизнь.
  • tarutina.ru
  • Продолжается наше освоение цвета с помощью пастели. На прошлом занятии была хорошая разминка, и погружение в цветовую материю через портрет. Сегодня знакомимся с новым художником — Джорджио Моранди и его поэзией приглушенного цвета.

    Чему можно научиться у Моранди

    Джорджио Моранди — великий итальянский живописец, работавший в традициях метафизической живописи. В его работах — тишина, застывшая вечность, светоносные поверхности, невероятно тонкая живописность жемчужных серых оттенков, тайна.

    Учиться у него можно невероятно многому. Один из главных, на мой взгляд, мастеров живописи. Очень рекомендую открыть его для себя, перейти по ссылкам, найти дополнительный материал в интернете, погрузиться, освоить. Моранди глубок и многослоен. И если кому-то он покажется вначале слишком простым, советую не откладывать его, а всматриваться и вглядываться больше, чтобы открыть для себя его колоссальный опыт.

    В его работах — потрясающая цельность, сплавленность, цветовая связность. Где-то они почти ахроматичны и обесцвечены, но в этих оттенках серого и охры — богатейшая живопись. Цвет где-то проявляется больше, и соседствует со светом, как здесь:

    Где-то исчезает почти совсем, создавая на полотне единую материю:

    А где-то уплощает форму, оставляя лишь намеки на реальность:

    Но дух от него захватывает почти везде.

    Моранди всю жизнь рисовал почти одни и те же предметы, чуть меняя расположение и композицию, которой, кстати, он почти не уделял особого внимания — она максимально проста и незамысловата, предметы стоят плотным блоком, часто даже совпадая гранями. Обратите внимание, что он оставлял много воздуха, или смещал предметы от центра, что создавало иногда довольно странную, но вместе с тем, заостренную композицию.

    Создаем жемчужную поверхность


    Для начала попробуем создать его палитру. Все его цвета — сложные, с добавлением белого и черного, с тонкими оттенками серого. Поэтому собираем все оттенки серого, охры, а также синих и коричневых, которые будем приглушать белым и черным. И делаем на листе А3 сложную переливающуюся поверхность, свободно перетекающую из одного цвета в другой. Следим за тем, чтобы цвета были максимально приглушенные, —такая земляная палитра. Можно даже не брать много цветов, а вначале поработать с оттенками охры, голубого, белого и черного. Постепенно можно усложнять и смотреть на результат.
    Технология такая — вначале наносим на лист штрихи разных оттенков.

    Потом равномерно втираем их в бумагу, добавляя поверх другие, где-то разбеляя и затемняя.

    И поверх этого можно добавить еще один слой проявленных штрихов.

    При выполнении этого упражнения можно смотреть на разные его работы, а можно на какую-то одну конкретную, например ту, по которой будем делать копию.

    У меня был собирательный образ.

    Делаем обобщенную копию

    А теперь попробуем сделать копию вот этой картинки.

    Этапы те же, что всегда.

    Намечаем серой пастелью общие очертания, очень эскизно и легко, позже можно уточнить и передвинуть.

    Заполняем тоном основные плоскости.

    Разбираем предметы по тону и цвету, причем цвета будут меняться в процессе.

    Уточняем формы, добавляем тон, где-то линии, точнее проявляем силуэты.

    Пробуем работать «в духе»

    После копии можно попробовать сделать свой сюжет в духе мастера. Посмотрев ряд его работ, найдите подходящие предметы и составьте свою постановку.
    Изображаем ее глазами Моранди, и пользуемся его палитрой!

    Творческих вам успехов!

    Саморазвитие#рисование

    Интересные комментарии

      Алла
      7 лет

      Здравствуйте, Елена и марафонцы!

      Создание жемчужной поверхности. Взяла за основу поверхность, которую нарисовала Елена. Фишка в том, что здесь все цвета поверхности приходится смешивать, но это мне очень понравилось: занятие, дающее энергию.

      Алла
      7 лет

      Обобщенная копия Джорджио Моранди. Завтра еще другую копию сделаю, притягивает...

      Алла
      7 лет

      Еще копия Моранди. Мне кажется, он маслом писал, судя по мазкам.

      Алла
      7 лет

      Что это, интересно, за фигура, похожая на кусок заточенного карандаша?

      Алла
      7 лет

      Своя бутыль по мотивам композиций Моранди

      Елена Тарутина
      7 лет

      Алла, замечательный ряд!! В свою композицию можно было бы добавить больше белого и черного, чтобы приглушить цвета - сейчас они очень цветные получились.

      Алла
      7 лет

      Побледнее, но все равно не очень жемчужно, хотя светофорность ушла...

      Формировская Татьяна
      7 лет

      жемчужные поверхности..

      Формировская Татьяна
      7 лет

      после двух дней палитр и глядений на Моранди - сегодняшняя утренняя работа, та что была заданием по копированию!

      Я - в фартуке и с целой ладонью мелков! Песня..

      Спасибо!

      Елена Тарутина
      7 лет

      Татьяна, здорово)) Вы скромничаете и все не показываете - а у Вас в инстаграм столько.. Восхищена!!!

      Формировская Татьяна
      7 лет

      Работ было много, да, но все они, работы этой недели (пастельной) - это в основном упражнения, об одном и том же -- приближения к двум вещам которые я обнаружила и в моранди и в себе.

      1. Это линия, как лассо (я увидела несколько его линейных работ у Елены в блоге) , которая захватывает произвольно стоящие, среди нас, совершенно обыденные, предметы, объединяет их -- вот в этом мне хотелось потренироваться.

      2. Два - это сфумато! То есть появление вещей, предметов, не из линий и из контуров, а из света и тени и из стояния друг с другом, то есть превращения из двух () в одно!

      Формировская Татьяна
      7 лет

      это линии

      Формировская Татьяна
      7 лет

      сфумато (типа))

      Формировская Татьяна
      7 лет

      Елена! Спасибо за отклик, взгляд снаружи! Всё-таки это очень укрепляет)))

      !!!

      Нана
      7 лет

      Жемчужные поверхности...Очень приятно удивлена такому совпадению .Ведь у меня имеется сухая пастель только в таких серо-охра-землистых тонах.... Очень люблю сухую пастель втирать в бумагу, пачкаться до ушей..

      Нана
      7 лет

      Обобщённая копия...Понравилось, то что белой пастелью можно затирать белые пятна..

      Нана
      7 лет

      Натюрморт в стилистике Моранди...

      Елена Тарутина
      7 лет

      Нана, фактуры вполне удались!!

      Татьяна
      7 лет

      История выполнения задания для арт марафона #будильникдлятворчества : читаю - соберите все серые, бежевые, охристые и черный с белой пастельные мелки. Проникнитесь работами Моранди... И смешивайте жемчужными пятнами.... Эээ получилась почему то копия Моранди, только горизонтальный вариант. Не помню как это произошло, увлеклась, как медитация)) первый раз понравилось рисовать пастелью.

      Татьяна
      7 лет

      Смешиваем пастель.

      Татьяна
      7 лет

      Копия Джорджио Моранди для арт марафона #будильникдлятворчества Задача добиться приглушенного, жемчужного цвета. Приятный процесс. Отличное упражнение для понимания взаимодействия пастельных оттенков.

      Татьяна
      7 лет

      Своя работа в стиле Джорджио Моранди для арт марафона #будильникдлятворчества Опять Орел - мелькомбинат перед грозой (или элеватор в простонародье) давно меня привлекал как об'ект. На фото выходил не впечатляюще, но потенциал у него был, я чувствовала))))

      Елена Тарутина
      7 лет

      О, это еще и элеватор))) Здорово! Я бы по этому сюжету сделала серию - несколько вариаций чуть по-разному.

      Мария
      7 лет

      Купила правильную пастель, дело пошло веселее! Мне нравится простота композиции Моранди, землистые оттенки. Есть в этом тайна, недосказанность. Спасибо за это открытие!

      Елена Тарутина
      7 лет

      Мария, здорово, очень рада что Моранди стал открытием!!

      Мария
      7 лет

      Оказалось, что построить композицию - целая наука!

      Елена Тарутина
      7 лет

      Это точно)) Но этот художник как бы принципиально ее "игнорирует", у него другие законы - все таким плотным блоком ставится

      Евгения
      7 лет

      Всем добрый день! Сколько ни пыталась сделать палитру приглушенной, все равно влезают яркие цвета.. Сам Моранди очень понравился-и оттенки, и свет и составленные им композиции. Было очень приятно его копировать, эта мягкость как будто тебе передаётся во время работы. Это первая попытка скопировать Моранди

      Елена Тарутина
      7 лет

      Евгения, цвета вполне его)) Ну можно еще чуть белого и черного добавить для приглушения)

      Евгения
      7 лет

      А это вторая попытка с другой работой

      Евгения
      7 лет

      Своя работа "в духе" получилась не совсем в духе, разве что цвета использовала более приглушённые )))

      Елена Тарутина
      7 лет

      Хорошие!!)))

      Ольга Щ
      7 лет

      Вариант жемчужной палитры. На сероватой бумаге очень интересо рисовать: где-то просвечивае цвет, ещё бы научиться этим пользоваться!

      Ольга
      7 лет

      Жемчужная поверхность

      Ольга
      7 лет

      Все больше нравится процесс распознавания пастели, но приглушенных оттенков добиться не получилось. К сожалению, астматикам рисовать пастелью тяжело, пыль даже сквозь маску проходит. Это минус(((

      Елена Тарутина
      7 лет

      Да, это действительно не просто, сочувствую.. Но тогда Вам должна подойти краска из вчерашнего задания!!

      Ольга Щ
      7 лет

      Попытка сделать копию Моранди. Интересно , что одна и та же работа автора получается у участников совершенно по-разному. Это здорово! Все пропускаем через себя.

      Ольга Щ
      7 лет

      Что-то опять проблема

      Ольга
      7 лет

      Свое в духе итальянского живописца. Беда с пропорциями- бутылка с коньяком в оригинале, кончно же, интереснее)))

      Ольга Щ
      7 лет

      ещё

      Ольга Щ
      7 лет

      какая-то засада с отправкой

      Елена Тарутина
      7 лет

      Да, почему-то по ссылке не переходит.. Напишите, если не получится совсем прикрепить.

      Евгения
      7 лет

      Жемчужные поверхности. Цвета получились не сразу. Я сделала поверхности и из примера Елены и с картины.

      Евгения
      7 лет

      На превью совершенно не та картинка, почему-то :) Flickr лишнюю зацепил в ссылку. Если перейти по ссылке, то показываются те, что нужно

      Елена Тарутина
      7 лет

      Да, увидела! Поверхности получились))

      Евгения
      7 лет

      Еще одна копия. На этот раз пейзаж

      Евгения
      7 лет

      Это первая копия. Лист А3 оказался мал для пастели и такого количества предметов в рисунке. Было очень сложно работать, так как цвета смешиваются там, где не нужно.

      Евгения
      7 лет

      Это вторая копия. Выбрала картину с меньшим количетсвом предметов

      Елена Тарутина
      7 лет

      Очень точные цвета!

      Евгения
      7 лет

      И моя работа в духе мастера. Никак не могу понять получилась ли цветовая палитра...

      Ольга Щ
      7 лет

      Догоняю. Очень быстро нарисовала. Палитра получилась более цветной, чем нужно. Был эксперимент над собой - сделать прозрачность и более приглушённый тон. Интересно очень. Раньше не ставила перед собой такой задачи- изменить то, что вижу. Спасибо за это открытие. И не важно получилось или нет

      Елена Тарутина
      7 лет

      Хорошая степень эскизности и сплавленная композиция) МОжно было бы еще больше "связного" цвета попробовать добавить - когда одни и те же оттенки присутствуют во всех предметах и фоне. Но это если следующую будете делать. Кстати в задании с краской как раз этот принцип будет нужен.

      Марина Дьяченко
      7 лет

      вот и я сделала это!

      Марина Дьяченко
      7 лет

      И это!

      Елена Тарутина
      7 лет

      Здорово! Попробуйте еще их больше соединять по цвету - чтоб был единый замес, - т.е. не каждый предмет своим цветом, а одни и те же оттенки присутствовали во всех предметах. Как бы сплавленнее по цвету, - как одна материя.

      Иринна
      7 лет

      Первая копия.

      Иринна
      7 лет

      Вторая копия.

      Иринна
      7 лет

      Палитра. Я взяла как у Елены.

      Иринна
      7 лет

      палитра (ещё раз)

      Иринна
      7 лет

      Свой натюрморт в стиле. Моранди.

      Удивительно , как сложно сделать простое.

      Под простым я имею ввиду обобщённость форм и сдержанность палитры.)