18 ноября 2014

«Дети Picasso» собирают средства на запись нового этно-альбома

6474 просмотра

Гаяне Арутюнян
Музыкант, вокалистка фолк-группы «Дети Пикассо».
  • vk.com/detipicassoband
  • youtube.com/channel/UCZWnrptpu68nMBQS49TumBQ
  • Я — московская армянка, живущая в Будапеште. Я музыкант и композитор. Меня зовут Гая Арутюнян, и у меня есть брат Карэн Арутюнян — мультиинструменталист, саундпродюсер и композитор от Бога. В 2000 году мы вместе создали группу «Дети Пикассо», и сегодня занимаемся интерпретацией армянских народных песен. Но так было не всегда...

    Всю жизнь мы несем свою фамилию, как драгоценный сосуд, ведь фамилия — это наш род. Армяне очень музыкальные, а наша семья особенно! Традицию роскошных застолий, заканчивающихся акапельным пением нашей мамы и чудесными танцами гостей, накормленных до отвала, мы помним с самого детства. Сейчас мы живем в Европе, но наше сердце принадлежит тому прошлому, которое становится осязаемым только когда мы возвращаемся на Родину!

    Сколько мы себя помним, родители показывали нам своим примером и повторяли, как мантру, что в жизни самое важное образование, порядочность, великодушие и семья! Этого было бы, конечно, достаточно, если бы мы работали в сфере, где количество вложенных усилий равняется финансовой отдаче. Но мы выросли и поняли, что наше призвание — музыка. А в нашем мире — это приговор.

    Стоит ли уточнять, что в этой профессии, если твое направление — не пилежка в оркестре, то ты обречен на вечную нестабильность и борьбу с зависимостью от вкуса масс и рекорд-лэйблов. Это не жалоба, а констатация. Музыкант год работает над записью альбома, а гонорар получает «пират». Это грустно, как если бы вы усердно и самоотверженно трудились, а зарплату за вас получал ваш сосед.

    Нам никто не подсказал, и жизнь не научила тому, что зачастую побеждает не самый талантливый и трудолюбивый, а самый наглый и пробивной... Как продать себя подороже, как себя позиционировать и кому улыбнуться в нужный момент — этого не было в мантрах наших родителей :( Но все в Божьих руках, и на нашем пути постоянно встречаются волшебные, просто невероятные люди, благодаря которым, мы имеем возможность не изменять своему призванию и продолжать создавать музыку, которая струится, а иногда, бьет ключом через нас! :) А сколько наших коллег, одаренных и перспективных, ушли из профессии, чтобы прокормить семью...

    Время подводить итоги

    На сегодняшний день мы имеем признание, о котором могут мечтать многие группы... Мы выступали более, чем в 60 городах Европы, на лучших площадках и фестивалях, выпустили с десяток альбомов в России, Венгрии, Норвегии, про нас сняли фильм по заказу венгерского ТВ, параллельно мы занимаемся созданием музыки для современного балета и кинематографа и даже попали в рок-энциклопедию Венгрии, как самая значимая группа постсоветского пространства!

    Словом, у нас очень бурная музыкальная жизнь в Будапеште, где мы обосновались семь лет назад. Это самое сердце Европы, и нас постоянно приглашают в разные экспериментальные проекты и бельгийцы, и норвежцы, и немцы, и славяне, и мы с радостью участвуем во всем, что нам интересно. Но этом вечном празднике вопрос самоидентификации встал очень остро! Нам показалось, что в процессе бесконечного интернационального сотрудничества, мы отрываемся от своих корней, и это нас напугало. Поэтому мы решили, что должны, просто обязаны, снова обратиться к своей родной армянской традиции и нести ее, как свою фамилию, как свой род, как то святое, во что верит наш древнейший народ, первый в мире принявший христианство.

    Все предначертано?

    А началось все давным-давно, когда меня, студентку МАрхИ, мой брат Карэн, поступивший в МГГИ, взял в свою группу в качестве вокалистки.

    Песни на стихи нашего любимого Пастернака начали появляться с бешеной скоростью, а потом мы собрали наш первый состав и выиграли какой-то конкурс в легендарном тогда московском клубе, потом фестивали и первые хвалебные рецензии в прессе. Мы не умели организовывать концерты, мы умели только делать музыку... Мы писали песни и параллельно пробовали интерпретировать армянский фолк, обучаясь у нашей мамы, у которой был восхитительный низкий тембр и удивительное владение голосом!

    Сначала наши родители были в ужасе от того, что мы пошли по кривой тропинке, но побывав впервые на нашем сольном концерте, увидев полный зал поклонников, подпевающих нам на армянском языке, поняли, что нас не надо спасать. Они стали нашими лучшими друзьями, нашей опорой, помогали и поддерживали нас каждую минуту. С таким тылом нам было море по колено!

    Наконец, с нами случилось то, о чем мечтает каждая молодая группа: мы, не глядя, подписали контракт с мэйджор-лэйблом (ключевое слово не «не глядя», а «контракт») и выпустили свой дебютный альбом с участием группы Zdob Si Zdub, который имел мощнейшую дистрибуцию по всей стране! Начались туры, съемки клипов, эфиры на МTV и радиостанциях. Было весело и ярко, мы не думали о будущем! В том же году мы поехали в маленькую католическую армянскую деревню, откуда родом наша мама, в свою первую экспедицию, чтобы из первых уст записать народные песни на нашу портастудию!

    Мы записали бесценный материал, но еще не знали, что с ним делать!

    Нам, выросшим в России, этот материал казался экзотичным кладом для переработок в современное звучание. Мы были слишком молоды, чтобы осознать всю глубину материала, который попал к нам с легкой руки наших драгоценных родителей.


    Цена свободы и преимущества золотой клетки

    Если музыкант выбирает свободу творчества, он обязан финансово обеспечить себе эту роскошь. В золотой клетке не надо думать об обеспечении, но будь добр придерживаться некоторых пожеланий компании, с которой у тебя контракт, и будь готов, что она будет корректировать и направлять твои идеи, распоряжаться твоим временем и настроением.

    Мы выбрали первое, записав свой второй альбом на основе армянских народных песен, самостоятельно на своей студии имени Джими Хендрикса, которую собирали день за днем, годами, чтобы ни от кого не зависеть. Нам не улыбалась перспектива стать очередной рокапопсовой группой, веселящей народ на пивных фестивалях и корпоративах. Мы потеряли позиции в России, но именно этот альбом «Этнические Эксперименты» стал нашей проходкой на европейскую сцену — ирония судьбы :)

    Тогда мы об этом еще не знали. Просто у нас были тысячи идей, мы приглашали духовиков, перкуссионистов, сами снимали и монтировали видео для концертных бэкраундов. Дело дошло до струнного квартета. Те из вас, кто бывал на наших концертах со струнным квартетом, никогда этого не забудет. Это было звуковое счастье — работать с музыкантами такого класса! Забегая вперед, скажу, что именно на концерте в ЦДХ с квартетом нас увидит наш будущий европейский промоутер и жизнь разделится на «до» и «после».

    А пока, в Петербурге, на сцене Ледового дворца съездов мы получали премию журнала Fuzz, как открытие года — лучшая новая группа!

    Что нас делает сильнее?

    Мы уже получили первое приглашение в Европу, но у нас был целый год, чтобы осуществить свою мечту — записать альбом со струнным квартетом. Год мы работали над альбомом «Глубина». Когда он был готов к сведению звука, блеклым осенним днем, мы приехали на студию и обнаружили, что память студийного компьютера пуста, альбома нет, его уничтожил Windows. Мы были шокированы. Год работы обнулился, и мы не знали, как это расценить... Как знак, что этого альбома быть не должно, или как проверку на вшивость? Несколько дней мы не знали, что и думать, а потом волевым усилием приняли очень трудное решение — начать все снова! Мы провели на студии еще один год, и восстановили альбом, хоть и с неизбежными изменениями.

    Мы были совершенно опустошены и искренне удивились, когда музыкальные издания, одно за другим, назвали нашу работу лучшим альбомом 2006 года. Ведь тогда не было такой гиперактивной обратной связи с миром, как сейчас. Не было соцсетей, Фейсбука... Измученные 24 месяцами студийной работы, мы не вполне могли оценить результат.

    Нас уже ждала Европа

    А потом все начало меняться с бешеной скоростью! Не прошло и года, как мы нашли себя бурно концертирующей по Европе группой. Мы выступали в Скандинавии, Великобритании, странах Бенилюкса, на Балканах и в Португалии, мы объездили центральную, восточную и западную Европу вдоль и поперек на маленьком автобусе с надписью Deti Picasso. Записали еще один этнический альбом «Турбо Майрик» на новом месте на берегу Дуная, куда перевезли из Москвы нашу студию имени Джими Хендрикса.

    Сказать, что мы, избалованные вниманием нашей российской публики и выросшие в маленьких культовых клубах, растерялись на огромных площадках перед новой аудиторией — значит ничего не сказать! Нас как будто выбросили в бурлящий океан, без возможности научиться плавать. Начался новый этап. Пришлось очень быстро наращивать мощь, перестраивать сознание, расширяться, вырастать и взрослеть.
    Ведь даже такая штука, как аранжировка, должна быть по-разному сконструирована для маленького клуба, и стадиона. То же и с концертными костюмами. В маленьком клубе сгодится почти кэжуэл, а на фестивальной сцене есть свои неписаные правила — яркие пятна, крупные жесты...

    Мы впитывали и усваивали все новое с бешеной скоростью и в огромных количествах! Вскоре, мы уже казались себе нерушимой бандой, для которой никакие преграды и расстояния не имеют значения. Мы чуть-чуть ошиблись.

    Наши музыканты не спешили открепляться от своих семей и уезжать жить в другую страну. Они только выезжали на несколько месяцев на гастроли, а потом возвращались к себе, в то время как мы с моим братом обосновались в Будапеште.

    Постепенно крепкие связи между нами начали истончаться. Нет, мы не перестали быть друзьями, мы просто перестали дышать одним воздухом. И не сразу это заметили. Мы были заняты работой над русскоязычным альбомом «Герда и Кай». Мы пригласили Участвовать в записи великолепных музыкантов — Володю Волкова (контрабас), Тину Кузнецову (фортепиано), Эллину Хачатурян (альт), Настю Разваляеву (арфа), Александра Хаке (гитара, голос). Это был грандиозный экспириэнс! И мы презентовали этот альбом в Москве и Петербурге в 2010 году. С тех пор «Дети Пикассо» не играли в России. И в Европе не играли.

    Невосполнимые потери

    Нам всегда казалось, что все поправимо, но случилось самое страшное. В нашей семье произошла трагедия, и мы потеряли самых близких нам людей — наших родителей. Мы старались быть или казаться сильными, но это трудно до сих пор.
    Никто и никогда не заменит нам их веры в нас и их любви...

    Начались тяжелые времена, к тому же мы вконец измучились из-за гостевого состава «Детей Пикассо». Группа на расстоянии — это, как минимум, не мобильно. Нам все говорили: замените музыкантов, «Дети Пикассо» — это бренд, все равно, кто играет в группе — главное материал и фронт-мэны, то есть, вы, Арутюняны.

    Мы долго отказывались, потом попробовали и ужаснулись! Это был наш худший период, если честно. Группа — это не бренд, а организм, крепкая творческая связь конкретных, близких по духу людей. Поэтому мы заморозили проект. Решили, что лучше играть в дуэте, чем в фейковой группе.

    Прошло долгих четыре года, прежде чем судьба послала нам новых настоящих соратников. И это то самое, трепетное, забытое чувство группы, которое дорого стоит! Мы пришли в себя, открыли наши армянские архивы десятилетней давности, обнаружили тот самый клад из восхитительной красоты народных песен, и нас осенило: судьба этого материала в наших руках! Пора действовать!

    Опять новый этап

    Однако за четыре года мы растеряли финансовый буфер, который позволял группе существовать на самоокупаемости, к тому же наша студия безнадежно устарела... Так что, в ближайшие года два у нас не было бы никаких шансов вернуться к нашим этническим экспериментам в студийных условиях. Тогда друзья подсказали нам идею краудфандинга — народного финансирования. Мы поняли, что это наш единственный шанс. Идея очень проста: покупая нашу музыку и арт-объекты, вы вкладываете в наш будущий альбом (рабочее название — «Тени забытых предков»), в который войдут песни умопомрачительной красоты! Мы придумали схему, по которой запись можно осуществить на аналоговой студии в кратчайшие сроки, подсчитали гонорары приглашенных музыкантов- духовика, пианиста, струнников, перкуссиониста, приплюсовали сведение звука и мастеринг, и вышла сумма в 300 тыс. руб.

    Мы уже собрали больше половины суммы, но осталось всего несколько дней до конца нашего краудфандинга на Planeta. Ru 
    http://planeta.ru/campaigns/9602

    Быть или не быть?

    Мы подумали, что если кому-то нужно, чтобы не исчезла традиция, носителями которой мы являемся, если еще есть люди, которые понимают, как нуждаются в поддержке артисты, занимающиеся некоммерческой музыкой, если кого-то еще трогает трепетное отношение к своим корням и истории, то чудо обязательно случится, и мы сможем записать альбом тех песен, которые нам пела мама, а ей — ее мама, а ей — ее мама!

    Мы в это искренне верим.

    Музыка#мечты#Музыка

    Интересные комментарии

      Кристина
      9 лет
      Спасибо! За искренность, за честность, за душу, за Музыку. До мурашков на коже ;) Очень трогательно