12 октября 2013

Игра — дело серьезное

6919 просмотров

Сергей Базаров
Основатель и руководитель школы актерского мастерства и тренинг-центра «Образ», актер, режиссер, психолог. Создатель Философии Игры — оригинальной современной концепции общественного развития.

Уверен, что у всех проблем современного человека всего две причины.

Первая – это скука. Точнее – нехватка новых и/или острых ощущений. Все время люди вкалывали, страдали, выживали, и только последнее поколение, как говорил Василий Шукшин, «тихо тупеет от скуки». Нам не хватает огромного количества базовых ощущений. Например, у меня есть студенты, которые ни разу в жизни не держали в руках лопату.

Вторая причина – слишком серьезное отношение к жизни. В девяти случаях из десяти мы не можем выбраться из ситуации из-за серьезного к ней отношения. Оно воспитано излишне ответственными родителями, которые внушают детям: запомни, сыночек, в этом мире все очень серьезно!

Родители не желали нам зла, просто хотели предупредить нас об опасностях. Наверняка вас воспитывали так же, как и меня. Выбрав подходящий момент, отец посадил меня на коленку и сказал: «Дорогой мой сын, я сделал в этом мире то-то и то-то, у меня ни черта не получилось. Я сделал то-то и то-то – это ужасно плохо. Иди, дорогой сынок, будь счастлив и не повторяй моих ошибок».

Как вы думаете, что сделал сын?

Из самых лучших побуждений мы передаем друг другу огромный объем базовых негативных установок. И отчаянно пытаемся от них избавиться, когда нужно действовать и общаться с людьми.

Как победить эту чрезмерную серьезность? Нужно превратить все в шутку, в балаган – в игру. Ведь что такое жизнь, строго говоря? Это такое действо с заранее известным концом. Что бы вы ни делали, как бы вы себя ни вели — рано или поздно все закончится. Именно по такому принципу строятся все пьесы. Прав был старина Герман из «Пиковой дамы», когда восклицал: «Что наша жизнь? Игра!»

Чтобы жить счастливо и свободно, нужно уметь играть. Взрослым людям, зажатым рамками своих представлений о жизни, сложно раскрепоститься. Этому нужно учить с пеленок. Кстати, в некоторых странах, в частности в США, предмет «Актерское мастерство» включен в программу общеобразовательной школы. Я считаю это  мудрым решением.

Обучение актерскому мастерству дает навыки, используя которые можно стать успешным в стремительно меняющемся мире. Умение контролировать свое состояние и управлять им, максимальное использование своего воображения, «ускользание» из критических ситуаций, мгновенное перевоплощение, наработка состояния «игривости», «жизнелюбия», «комфортного взаимодействия» с окружающими.

Посмотрите на детей. Вот кто умеет играть! Они за одну минуту могут любить, ненавидеть, хитрить, радоваться. Сначала ударить котенка и тут же обнять куклу, отнять у брата игрушку и подарить ее соседу по песочнице.

Почему это происходит, куда девается наша детская непосредственность и способность к игре? К счастью, никуда. В нас всегда живет бесенок, который в детстве вытворял всякие чудеса. Просто мы, став взрослыми, научились «держать его под контролем». Зачем-то... А следовало бы дать ему свободу, чтобы легко и радостно играть собственную жизнь по так, как нам этого хочется.

Нужно вернуть себе непосредственность восприятия, забыть страх перед ошибками. Какие могут быть ошибки, когда все «понарошку»? Помните, Мюнхгаузен говорил: «Умное лицо – еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».

В игре снимаются телесные зажимы. Многие люди уверены, что они не способны выступать на публике, но это не так. Просто родители в детстве ввели им такую программу: «Ну что ты выкаблучиваешься? Как ты себя ведешь? На тебя же люди смотрят!»

Избавляемся от этой установки, и уходят проблемы с голосом, с телом, с публичным пространством.

Самое главное – восстанавливается неуязвимость. Или, как я ее называю, позиция. Хороший пример: неваляшка, которую куда ни качни, встанет на место. Для человека таким «центром равновесия» может стать состояние неуязвимости, позволения, свободы.Каждый называет его, как ему удобно. Оно дает человеку легкость, уверенность, избавляет от стереотипов и помогает достигать любых целей.

В сущности, задача человеческой жизни – восстановить то, что было в начале. В Библии есть такая фраза: «И не войдете в Царствие Небесное, если не будете, как дети».

За двести тысяч лет эволюции человечества в людях накопилась матрица жестокости. Однако нашему нашему веку повезло – матрица начала меняться. Мы переходим из эпохи выживания и ненависти в эпоху творчества и целесообразности.

Господь Бог создал человека по своему образу и подобию – творцом. Предназначение человека – творить. Творчество, игра – единственное, что может изжить матрицу жестокости.

Записала Наталия Захарова, «Бизнес-Культура»

Архив номеров#Игры#Креативность#Персональный брендинг#Самосовершенствование