29 мая 2013

Подъемные силы нижегородской Стрелки

5836 просмотров

Марина Игнатушко
Журналист, создатель проектов «Рейтинг архитектуры», «Международный день архитектуры», куратор выставочных проектов, инициатор и участник разных городских активностей. Ценит гармонию.
  • archrating-nn.livejournal.com
  • Где черпать энергию? За счет чего происходят изменения? И как трансформировать простые занятия в высокие цели? Ответы на эти вопросы искали в ходе эксперимента в нижегородском порту.

    Три года на его территории, на Стрелке — месте слияния Оки и Волги, — проходят игры с пространством под руководством французского художника Ксавье Жюйо.

    Ксавье Жюйо — особый человек, готовый придумывать бесконечно, делать нечто из того, что есть под руками, не беспокоиться ни о чем, кроме того, как наиграться вдоволь. Ему 67 лет, но, похоже, это не имеет значения.

    Фото: Екатерина Зорина

    Он преподает «Сценографию городского пространства» в Высшей архитектурной школе Парижа — Ля Виллетт. Как художник, создавал гигантские инсталляции от Корсики до Монреаля, на Олимпийских играх, для Сиднейской оперы, немецкого Центра современного искусства, музея науки в Париже. В нескольких европейских каталогах собраны его работы, а в порту бургундского города Шалон выделен склад под его мастерскую, куда приезжают такие же чудаки со всего мира, чтобы начудить на радость всем. Ксавье не создает вещи, произведения, пригодные для продажи. Он создает ситуации, помогающие изменить, развить представления о пространстве.

    Зачем это нужно?

    Затем, чтобы заново почувствовать город. Не анализировать за компьютером, а включить все свои чувства, соединить информацию и эмоции. Увидеть те возможности, которые уже есть.

    ...Четыре года назад я поехала на его лекцию в Москву, в Центр современной архитектуры. Хотела понять, что такое «Пространственные эксперименты в приложении к градостроительным проектам» — ведь в наших вузах подобной дисциплины нет. И масштабные вторжения художников в различные пространства не одобряются, если только это не заказ ко Дню города или проект на какой-то грант. Но всего лишь одна лекция убедила меня, как это здорово, и что Нижнему Новгороду необходимо пригласить к себе профессора Жюйо. Я сказала Ксавье, что Нижний Новгород — город ветра и воды, это его заинтриговало, и через полтора месяца он приехал.

    Его мало занимали архитектурные достопримечательности, волновало пространство, ландшафт, но больше всего — история и изобретения Ростислава Алексеева — гения, чье имя по-прежнему чтят на Западе. Суда на воздушной подушке, огромные «плавсредства» на подводных крыльях — все это придумано в нашем городе. А территория Стрелки — символическое место соединения воды и ветра, природного и индустриального, практики и метафизики.

    В мае 2011 прошел первый мастер-класс Жюйо с участием французских студентов и наших. И если французский состав год от года меняется — ребята заканчивают вуз, то российские волонтеры следуют за Ксавье каждую весну. Михаил Кошпаев, Роман Рукавишников, Константин Титов, Ира Осипова, Максим Дудкин, Андрей Амиров, Григорий Качемцев, Георгий Певцов — архитекторы и художники из Нижнего, Йошкар-Олы, Москвы и Ярославля.

    Эксперименты проходят на территории порта. Порт — режимный объект, прекрасный вид со Стрелки на панораму исторической части города на Дятловых горах доступен не каждому. Тридцать лет ведутся разговоры о переводе порта вверх по Волге для создания нового логистического центра, но про центр так ничего и не известно, а вот на Стрелку в 2018 году поставят футбольных стадион. Не на самый мыс, но достаточно близко. Хотя будущее территории порта пока не прорисовано, поэтому создание здесь творческой художественной лаборатории не противоречит ничему.

    Ксавье, как и многие нижегородцы, считает, что это место, исторически сложившееся именно как порт, — сюда везли товары на Нижегородскую ярмарку — должно сохранить память. Прекрасные краны-жирафы, протяженные тела складов со скелетами металлических конструкций, спусковой канал, баржи, — все это может служить городу, стать интерактивной экспозицией, местом труда и отдыха. Идеально — каждое лето создавать здесь новую инсталляцию — на туристический сезон, такую, чтобы пассажиры пароходов, плывущих с верха Волги, могли наблюдать ее в полном объеме. Инсталяция должна быть сомасштабна Стрелке, просматриваться с мостов и набережных города. Только не хочется ничего готового, неизменяемого. Здесь уже есть прекрасный памятник — собор Александра Невского, по массе и силуэту удивительно точно соответствующий пространству. Это — символ вечности. То, к чему стремится Ксавье — символ вечного обновления в творчестве.

    Философ Елена Петровская недавно сказала в интервью: «Наиболее эффективные проявления современного искусства связаны именно с действием. Любое действие, вынесенное в публичное пространство, предполагает риск, и его последствия могут быть совершенно непредсказуемы. А все остальные художники благополучно располагаются на территории искусства — такого цветущего сада, который обрабатывается усилиями многих. Там тоже совершаются различные действия, в том числе провокативные, но тем не менее это — безопасная площадка... Интервенционисты — художники, которые вторгаются в социальный контекст и провоцируют возникновение новых отношений, которые без них не могли бы возникнуть».

    Это человеку неискушенному Жюйо кажется милым сумасшедшим. Ксавье — настоящий европейский интеллектуал, с ним дружат художники, философы, писатели и архитекторы. Он проводит исследования на стыке технического и художественного творчества. Для него принципиальным моментом является использование различных пластиков. Пластик — это сублимация движения, пластмасса не существует как собственно вещество.

    Она — синоним трансформации. Она может быть всем, визуализировать любые потоки.

    И название нижегородского проекта «Подъемные силы» неслучайно для родины экранопланов. Именно для летательных аппаратов и рассчитывается подъемная сила, которая должна превышать силу лобового сопротивления. Подъемная сила возникает, если есть движение. Метафорическое значение проекта Ксавье Жюйо заключается в самой попытке создать, организовать движение, чтобы обнаружить силы, помогающие «взлететь». Проследить и пережить их в конкретном развертывании. Речь идет не столько о геометрических следах движения, сколько о движении как воли к изменению.

    Стрелка — воплощение понятия «Дух места». У нас — забыто, но в серьезных городах подобным символическим территориям уделяют особое внимание. Прежде чем менять их, проводят всевозможные творческие исследования нематериальных компонентов пространства, чтобы уловить импульс зарождения художественного образа.

    В результате действий на Стрелке, личных физических усилий каждого, борьбы и напряжения меняются сначала сами люди. Происходит реальное взаимодействие человека с Духом места.

    Вместо формального воображения, свойственного современному архитектору, хотя бы уже по причине выработанной годами привычки, проявилось воображение материальное — осязаемое — соединившее художника со стихиями.

    Что делать с этим дальше?

    Увеличивать масштаб влияния, вовлекать в игру, в эксперимент весь город.

    Воображение, воля, изменения — та энергия, что обнаружена художниками на Стрелке. То, к чему стремится Ксавье — символ вечного обновления в творчестве.

    Архив номеров#Интересные проекты#Креативность#Самосовершенствование